Мы попросили участников транспортно-логистического рынка рассказать, какие изменения принес отрасли уходящий 2022 год и чего они ждут от наступающего 2023. О том, что нового этого года произошло на рынке в этом году, как изменились маршруты перевозок, какие тенденции нынешнего года сохранятся и получат дальнейшее развитие в будущем, своим мнением с читателями SeaNews делится Федор Токарев, национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions.
В этом году на рынок перевозок вышли новые игроки, сервисы, позволяющие перевозить импортные и экспортные грузы в интермодальном сообщении в контейнерах за пломбой отправителя как без перетарки по всему маршруту, так и с перетаркой в пути.
Например, импорт из стран Индийского субконтинента идет морем до базового порта на юге Ирана (Бендер-Аббас), там перегружается на железнодорожный или автотранспорт и далее перевозится либо через северные порты Ирана по Каспию в Астрахань, либо по суше. Здесь есть варианты доставки в Россию: или по восточной ветке транзитом через Туркменистан и Казахстан, или по западной ветке через Азербайджан.
Мы считаем, что перевозки по транспортному коридору «Север-Юг» продолжат свое развитие в будущем. Однако на данном этапе отмечаем большое количество стыковочных пунктов, инфраструктурных недостатков, очередей на перегрузах, а также нехватку транспортных средств и т.д. Сейчас по этому коридору в основном транспортируют сухие, генеральные грузы, то есть не опасные и без требований поддержки температурных режимов.
Помимо этого, компании берут суда в тайм-чартер и ставят на прямые судозаходы, например, из портов Индии в Новороссийск, из портов Юго-Восточной Азии в Санкт-Петербург с трансшипментом в портах Северной Африки, без судозаходов в базовые порты Северной Европы. Нишу ушедших крупных международных линий и экспедиторов занимают новые компании, зарегистрированные как в России, так и в Китае, Турции, Южной Корее, странах Ближнего Востока.
В связи с общим замедлением роста мировой экономики, снижением объёмов перевозок фрахтовые ставки в линейном судоходстве снизились на таких направлениях как Азия – Европа и Азия – Северная Америка в разы. Но это практически не отразилось на стоимости транспортировки в Россию и из нее, ставки пока сохраняются на высоком уровне.
В 2023 году продолжится тенденция роста объёмов перевозок по альтернативным направлениям. Это, например, транзит через порты Дальнего Востока, прямое железнодорожное сообщение с Китаем и Вьетнамом; транзит через Турцию и Иран, морская транспортировка в линейном сообщении и последовательными рейсами, соединяющими порты России с портами Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Африки, перевозки по Северному морскому пути.
Если будет складываться благоприятная геополитическая ситуация, то в долгосрочной перспективе возможны инвестиции и строительство транспортного коридора с железнодорожным сообщением через Среднюю Азию, Афганистан и Пакистан с выходом в Индийский океан.
Фото: Noytech Supply Chain Solutions
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции