Международная морская организация (IMO) и Международная организация труда (ILO) на первом заседании совместной трехсторонней рабочей группы приняли руководство по действиям в отношении брошенных экипажей.
Как сообщили SeaNews в IMO, встреча проходила в гибридном формате с 13 по 15 декабря в Женеве с участием более 250 представителей правительств, объединений судовладельцев и моряков. Ее результаты будут доложены руководящему органу ILO и Правовому комитету IMO в 2023 году.
Руководство разработано с тем, чтобы решить проблему брошенных экипажей – как отмечают в IMO, число подобных случаев существенно выросло. Если в 2011-2016 годы таких случаев было менее 20 в год, то 2019 году их было уже 40, в 2020 – 85, в 2021 – 95, а в этом году на середину декабря – 114.
Руководство направлено на то, чтобы скоординировать действия стран, включая государства флага, государства порта, государства, гражданами или резидентами которых являются моряки, и государств, в которых работают крюинговые компании, с тем, чтобы ускорить разрешение проблемы брошенных экипажей, в том числе, обеспечить выплату им заработной платы и репатриацию на родину.
Принятое руководство основывается на соответствующих международных трудовых стандартах МОТ, в первую очередь на Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года с последними поправками, а также совместную резолюцию IMO и ILO 2001 года и соответствующие инструменты и международные соглашения в рамках IMO.
Новое руководство устанавливает меры, которые должны предпринять государства в случае, если судовладелец оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства по организации и оплате расходов на репатриацию моряков, выплате задолженности по заработной плате и прочих платежей, оговоренных контрактом, и обеспечению нужд экипажа, включая медицинское обслуживание. В этом случае экипаж считается брошенным.
В частности, государствам надлежит разработать в сотрудничестве с объединениями моряков и судовладельцев Стандартные операционные процедуры (Standard Operating Procedures – SOPs), четко определяющие обязанности и ответственность компетентных властей и роли различных национальных организаций, включая судовые агентства, организации моряков и судовладельцев, организации, занимающиеся трудоустройством моряков, и прочие.
Участники заседания также обсудили важность объединенной базы брошенных моряков IMO и ILO и необходимость ее оптимизации и пополнения. Объединенная база данных по брошенным экипажам, включающая все случаи, о которых сообщалось с 1 января 2004 года, находится здесь.
Фото: IMO