Если еще совсем недавно линии задействовали все возможные провозные способности, заказывали новые контейнеровозы и скупали все доступные суда на вторичном рынке, то теперь на фоне спада на рынке начался обратный процесс и первые суда пошли на слом.
Как сообщает Splash24/7 со ссылкой на данные Clarksons и Braemar, на этой неделе на рынок утилизации уже вышло несколько контейнеровозов меньшей вместимости. И, как отмечают в Braemar, «Объем судов, продаваемых на слом, начинает расти». По состоянию на понедельник, по данным агентства, на продажу для утилизации было выставлено 14 контейнеровозов.
Правда, отмечают в Clarksons Research, большого наплыва контейнеровозов, особенно крупнотоннажных, на утилизационных верфях не ожидается. Однако то, что процесс пошел, «свидетельствует о том, что контейнерный пузырь наконец сдулся», – говорят аналитики.
Еще один признак коллапса на контейнерном рынке выделили в Sea-intelligence – по данным агентства, 13 судов на backhaul-рейсах из Северной Европы в Азию планируется направить по длинному маршруту в обход Африки, а не по короткому, через Суэц, чтобы снизить избыток провозных мощностей.
Резкое снижение выручки в сочетании с высокими ставками фрахта привело к тому, что ряд более мелких операторов уходит с рынка. Первой жертвой стала британская Allseas Global Project Logistics, которая начала работать на трейде Азия – Европа в середине прошлого года, а теперь, по информации Splash24/7, проходит процедуру банкротства.
В ближайшие пару лет контейнерным линиям предстоит переварить тот рекордный объем новостроев, которые они заказали на пике рынка. «Спрос на контейнерные перевозки снижается, поскольку потребительские расходы оттягиваются в сегменты энергоносителей и продовольствия, а повышение процентных ставок увеличивает расходы на обслуживание кредитов», – отмечается в отчете Danish Ship Finance.
Перспективы, по оценке аналитиков Danish Ship Finance, неутешительные, учитывая, что в 2023 году на рынок выйдет новый тоннаж суммарной вместимостью 2,4 тыс. TEU, а в 2024 году – 2,8 тыс. TEU, что составляет 10% и 11% контейнерного флота соответственно.
При этом явных кандидатов на списание, по их мнению, нет, поскольку более старые суда по размеру существенно меньше, чем выходящие на рынок новострои. В этих условиях, считают в Danish Ship Finance, раннее списание и вывод судов в отстой неизбежны.
Фото: Shipspotting / Nektarios Papadakis