Российский рынок VSAT и IoT на морских судах

Российский рынок VSAT и IoT на морских судах

  • Для связи с внешним миром в морском судоходстве, как правило, используются спутниковый интернет VSAT (абонентские терминалы с антенной малого диаметра, Very Small Aperture Terminal) и инновационные ИТ-решения. Результатами своего исследования российского рынка VSAT и интернета вещей (IoT) на морских судах по итогам 2021 года с нами поделился международный сервис-провайдер Orange Business Services. А мы, в свою очередь, делимся с вами.

    Российский рынок VSAT и IoT на морских судах, несмотря на пандемию, растет высокими темпами, почти вдвое быстрее глобального. В 2021 году выручка российского сегмента составила 620 млн рублей, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 15%. Среднегодовой рост глобальных показателей рынка эксперты оценивают лишь в 7,5%.

    Россия — морская держава

    Россия входит в тройку стран с самой длинной береговой линией, а морская граница в 39,4 тыс. км по протяженности лишь немногим меньше экватора — 40,1 тыс. км. Длина внутренних водных путей составляет почти 101,5 тыс. км, по этому показателю Россия уступает только Китаю (126,6 тыс. км).

    У России есть транспортный, обеспечивающий, промысловый и научно-исследовательский флоты. По данным Orange, сегодня под российским флагом ходят почти 3,5 тыс. морских судов. Для некоторых регионов Сибири и Крайнего Севера водный транспорт — основной способ доставки грузов с «большой земли».

    Объем российского рынка VSAT и IoT на морских судах

    Интерес к оснащению судов спутниковой связью, широкополосным доступом и IoT-системами растет во всем мире, несмотря на кризис. За время пандемии значительно возросли потребности в высокоскоростном интернете на пароходе и объем потребления «тяжелого» контента, расширилось использование облачных сервисов.

    Российский сегмент рынка VSAT и IoT на морских судах начал формироваться пять лет назад, но уже сейчас по темпам роста заметно опережает глобальные показатели. По данным международного аналитического агентства Research and Markets, сегмент глобальных морских VSAT-сервисов среди остального рынка спутниковых услуг с 2020 года по 2025 год будет увеличиваться на 7,5% в год.

    По состоянию на конец 2021 года VSAT и IoT-датчиками были оснащены около 900 российских судов. К 2025 году VSAT и IoT могут быть оборудованы еще как минимум 1,5 тыс. пароходов. При оценке потенциала рынка учитывались квалификация судов, стандартный размер VSAT-оборудования, которое на них можно разместить, обязательные для использования IoT-решения. Некоторые суда в экспертную оценку не вошли, в частности, те, что ходят между близко расположенными портами и используют преимущественно GSM.

    По данным Orange, российский рынок VSAT и IoT на морских судах по выручке, полученной поставщиками услуг, в 2018 году составлял 396 млн рублей, в 2019 году — 427 млн рублей, в 2020 году — уже 540 млн рублей. По оценкам, по итогам 2021 года рынок достиг 620 млн рублей и в перспективе ближайших двух-трех лет продолжит расти на 13-15% в год.

    Сам Orange рассчитывает по итогам 2021 года увеличить выручку от VSAT и IoT на морских судах на 41% по сравнению с предыдущим годом. В том числе доход от VSAT-сервисов, куда входят связь и спутниковый интернет, вырастет на 31%, от IoT-решений — на 130% (под IoT-решениями подразумеваются контроль расхода топливом, охрана труда, телемедицина, предиктивный анализ и др.).

    Российский рынок VSAT и IoT на морских судах

    Факторы роста

    Высокий рост рынка эксперты объясняют несколькими факторами:

    • В 2015-2018 годах в России строилось мало новых судов, в основном рост шел за счет подключения ретрофита (модернизированных старых судов), которые не были оснащены VSAT. Сейчас компании понимают, что для современного бизнеса нужны цифровые технологии, которые не всегда можно полноценно и эффективно реализовать на старых судах. Глобальный и российский тренд последних двух лет — обновление и расширение флота, активное строительство новых судов.
    • Увеличились квоты на вылов водных биоресурсов, что также способствует расширению флота и развитию индустрии.
    • Российское правительство серьезно настроено развивать инвестиционные проекты, связанные с развитием Арктики и Северного морского пути. Это является еще одним существенным фактором роста российского рынка VSAT и IoT на морских судах. Будут осваиваться новые территории, строиться новые суда, а, значит, и инфраструктура связи для них.

    Одним из глобальных российских проектов является Северный морской путь — кратчайший морской маршрут между Европейской частью России и Дальним Востоком протяженностью около 5,6 тыс. км. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), перевозки по этому маршруту с 2010 год по 2020 год выросли на порядок – с 3,11 млн тонн до 32,97 млн тонн. В 2022 году по СМП планируется начать регулярные транзитные грузоперевозки. Таким образом, этот путь должен превратиться в полноценную международную транспортную артерию.

    Orange использует на СМП емкости космических аппаратов «Экспресс АМ 5/8/103» и «Ямал 300/401/402». Развитая наземная инфраструктура — 22 узловые спутниковые станции — обеспечивает связью удаленные регионы и суда. Спутники приземляются на три территориально-распределенных хаба (в Москве, Иркутске и Хабаровске), объединенных собственной наземной MPLS-сетью.

    Помимо СМП компания обеспечивает бесшовное покрытие на Южном морском пути (через Суэцкий канал), используя в том числе новый российский спутник «Экспресс-103» для сопровождения судов с приземлением трафика в России. Решения Orange позволяют автоматически переключаться между спутниками и береговыми станциями связи, что позволяет оперативно обмениваться информацией о состоянии систем и механизмов корабля. Также члены экипажа могут свободно общаться с близкими.

    На сегодня компания обслуживает более 150 пароходов в России. К 2025 году глобально планируется увеличить количество судов до 850.

    Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    11.05.2022
    Муниципалитет Пусана в сотрудничестве с корейским производителем контейнеров Vesta и компанией Korea Pallet Pool, […]
    11.10.2022
    7 октября 2022 года было сдано в эксплуатацию и начало работу судно для перевозки […]
    05.07.2022
    CMA CGM и ENGIE объявили, что выступят соинвесторами Salamander – первого проекта индустриального коммерческого […]
    15.12.2022
    Консорциум в составе голландской SolarDuck (разработчик плавучих фотоэлектрических технологий и проектов) и японских Tokyu […]
    15.11.2022
    Японский конгломерат Marubeni в лице своей сингапурской дочерней компании MMSL подписала договор с испанской […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.