По состоянию на 30 ноября 2021 года по Северному морскому пути транзитом прошло 86 судов. Из них 11 под российским флагом и 75 – под иностранными. Такие данные приводит Дирекция Севморпути Росатома и аппарат Общественного совета СМП. Транзитный грузопоток по СМП составил более 2 млн тонн, что на 59% выше аналогичного показателя 2020 года.
Международные транзитные перевозки по СМП в 2021 году характеризуются преобладанием сырьевых грузов (железорудный концентрат, древесина и уголь) в восточном направлении. В западном направлении в основном перевозятся генеральные грузы, в том числе контейнеризированные. Железной руды и концентрат было перевезено около 1,4 млн тонн. Самое крупное транзитное судно, прошедшее к настоящему моменту по СМП, – сухогруз «в грузу» 118 тыс. тонн. В 2020 году это был нефтяной танкер 105 тыс. тонн.
Среди иностранцев в 2021 году больше всего рейсов выполнили суда немецких судоходных компаний – 22 в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров, а также угля и железорудного концентрата с запада на восток. Норвежские и швейцарские компании выполнили 18 рейсов судами дедвейтом до 80 тыс. тонн, из которых 10 из Мурманска и 1 из Канады в порты Китая с железорудным концентратом. Китайские компании выполнили 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров. Голландские суда осуществили 6 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров.
Общественный совет Северного морского пути образован в 2019 году по инициативе госкорпорации «Росатом», как единого инфраструктурного оператора Северного морского пути. Основной целью деятельности Совета является подготовка рекомендаций и формирование экспертных заключений для выработки решений в сфере развития Северного морского пути.
Фото: Росатомфлот