Расхожее выражение «через Ширшу в Маймаксу» бытует в Архангельске давно, и означает оно нелогичный, как бы сейчас сказали, «кривой» маршрут. Ну, казалось бы, где деревня Ширша Приморского района и район Маймакса в городе Архангельске? Никому сейчас не придет в голову ехать через Ширшу в Маймаксу. А между тем, в XVIII-XIX веке это был логичный путь доставки продукции Ширшемского адмиралтейского якорного завода на Соломбальскую верфь Архангельского адмиралтейства по воде. В 1862 году этот маршрут прервался – а выражение осталось, но приобрело новый, обратный смысл.
История Ширшемского адмиралтейского якорного завода неразрывно связана с историей знаменитой Соломбальской верфи, основанной в Архангельске Петром I (условная дата основания – 1693 год), но если имя Соломбала знает всякий, кто интересуется историей русского флота, то о Ширше слышали лишь посвященные.
Собственно, это был единый производственный комплекс, размещавшийся на двух удаленных друг от друга территориях. За весь период существования с 1693 по 1862 год Соломбальская верфь построила около 500 судов различного типа – яхты, шнявы, флейты, брандеры, фрегаты, боты, гукоры, пинки, лихтеры и киль-лихтеры, бригантины, катера, канонерские лодки, шлюпы, плавучие батареи, тендеры. Получается, что без Ширши не было бы и Соломбальской верфи, а значит и славы Архангельска как «колыбели российского флота».
Из мельницы в якорный завод
С 1594 года в 17 верстах от Архангельска на реке Ширше Антониево-Сийский монастырь построил мукомольную водяную мельницу, при которой было восемь дворов с угодьями. В этих местах сложилась уникальная водная система соединяющихся озер – Ширшемского, Золотицкого и Холмовского. Здесь можно было ставить плотины и шлюзы, необходимые для установки водяных мельниц.
На мельнице работали приписанные к монастырю крестьяне, которые для нужд монастыря соорудили плотину не только на Ширшемском озере, но и на Холмовском в 10 километрах от Ширши.
По указу Петра I, а, точнее, Адмиралтейств-коллегии от 1706 года монастырская мельница была выкуплена в государственную казну за 50 рублей, но, по сути, получил её в ведение светлейший князь Александр Меншиков, владевший почти всем русским Севером. В книге «История Архангельского порта» Степан Огородников пишет: «Принятие мельницы от Сийского монастыря поручено было стольнику Семену Племянникову, с тем, чтобы он устроил из нее пильную, оставив Сийскому монастырю для помола муки два жернова. Устройство это взял на себя мастер Данило Пастухов, из материалов, доставленных к нему с Соломбальской верфи». Вот этого Данилу Пастухова и можно считать первым директором завода.
На мельничной плотине была смонтирована установка для распиловки бревен. Однако и мукомольное производство не было остановлено, мука теперь шла на нужды «лесопилки». Таким образом, 1706 год с некоторыми оговорками можно считать годом основания Ширшемского завода.
В 1711 году Меншиков передает завод в откуп вологодскому купцу Якову Хлебникову.
В связи с фактическим переносом Соломбальской верфи в Санкт-Петербургское адмиралтейство в 1715 году замирает жизнь и на мельнице.
Однако с возвращением судостроительной активности в Соломбале в 1730-х годах оживает и пильный завод в Ширше. В 1733 году Ширшемская пильная мельница поступила в ведомство Адмиралтейского ведомства. В 1748 году Адмиралтейств-коллегия предписала: «Ширшеминскую мельницу … привести в такое состояние, чтобы к пилованию досок она была годна».
Как пишет С.Огородников, «контора, осмотрев мельницу и Ширшемскую плотину, от благосостояния которой зависел успех дела, донесла коллегии свои соображения о требовавшихся исправлениях:
1) Плотина и амбары очень ветхи, и требуют перестройки;
2) На той же плотине, по другую сторону реки Ширшемы, имеется Сийского монастыря мучная весьма ветхая мельница, которую следует снести, а плотину и амбары сделать новые;
3) По той же реке Ширшеме, в пристойных местах, сделать шлюзы для поднятия воды, чтобы во весь год мельница могла действовать;
4) На Холмовском озере следует устроить плотину.
Коллегия, получив это донесение, уведомила контору от 21 сентября 1748 года, что «все вышеписанные распоряжения она приемлет за благо».
«Завод действует водой»
Подлинный расцвет Ширшемского адмиралтейского якорного завода пришелся на период царствования императрицы Екатерины II, когда заработала государственная программа строительства императорского военного флота.
Соломбальская верфь вышла на второе место после Санкт-Петербургской по объемам строительства судов для Балтийского флота – до шести линкоров в год. Курировал деятельность завода главный командир Архангельского порта Никифор Молчанов. Расширяется Ширшемская слобода, разросшаяся до шести отдельных деревень: Церковная, Мокруша, Ригач, Новая, Релка и Старая Слободка. Здесь селились адмиралтейские служащие и рабочие, как в казармах, так и в собственных домах. На 1751 год в Ширшемской слободе проживали 1006 человек.
В 1775 году для повышения воды в Ширшемском озере построена перемычка, названная Ригач (сейчас здесь одноименная деревня). В 1784 году старые монастырские мельницы были заменены на новые пильные заводы для распиловки лиственных и сосновых бревен.
Крупное расширение производства произошло и в следующем – 1785 году: была создана сложная система плотин и шлюзов, соединяющих несколько озер, образовалось искусственное озеро, благодаря объему воды которого можно было обеспечить прохождение судов. Помимо лесопильных цехов были построены литейный, токарный, якорный, кузнечный, угольный. Завод ковал гвозди, нагели, якоря, скобы, громоотводы, изготавливал компасы. Металл привозили с Уральских заводов, от красноборских металлургов, с заводов Усть-Сысольского уезда, а лес доставлялся сплавом из многих районов Севера по Северной Двине.
С воцарением императора Александра I темпы строительства российского флота не снизились, сказалось это и на Ширшемском заводе: были построены новые казармы для рабочих (на заводе работали государственные крестьяне), на плотине Золотицкого озера – новый якорный завод и, кроме того, литейный и котельный цеха.
Однако главной проблемой завода стали обветшавшие плотины, от исправности которых зависело все производство. В 1825 году на имя главного командира архангельского порта вице-адмирала Степана Миницкого от Адмиралтейств-коллегии поступило предложение рассмотреть возможность перенести завод в район Соломбалы, поближе к верфи. Однако после осмотра завода было решено произвести капитальный ремонт имеющихся сооружений. Решили, что так будет дешевле – переезд завода был признан нецелесообразным.
На ремонт выделили около 70 тыс. рублей. В 1826 году были возведены две новые пильные мельницы, каменная кузница с пристройкой и слесарной мастерской. К токарной мастерской пристроена мастерская для лекальщиков. Были построены новая казарма на 200 человек, сарай для угля и пиломатериалов. Плотину капитально отремонтировали, а в 1827 году поставили новый медеплавильный цех с воздухоплавильными печами.
Вот как описывает в этот период Ширшемский завод известный полярный исследователь граф Федор Литке в «Четырёхкратном путешествии в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 годах»: «К Архангельскому адмиралтейству принадлежит завод Ширшемский, лежащий при речке Ширше или Ширшеме, впадающей в Двину с левой стороны, семи верстах выше города. Завод действует водою. Там приготовляются все нужнейшие для адмиралтейства предметы: пилятся доски, точатся шкивы, нагели, отливаются медные и чугунные вещи и прочее. Прежде ковались тут и якоря; ныне же, как якоря, так и пушки доставляются из Кронштадта морем».
Ширшемский завод для «разбойников»
В 1844 году Ширшемский адмиралтейский якорный завод посетил Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич и даже отстоял молебен в ширшинской церкви Сергия Радонежского. Высочайшее внимание говорило о стратегической важности производства – с появлением парового флота Ширшемский завод начинает выполнять новые заказы.
Так, например, в 1846 году был изготовлен первый паровой котел для парохода «Полезный». В 1856 году, во время Крымской войны, завод получил заказ на строительство шести винтовых клиперов водоизмещением 600 тонн. Серия получила название «Разбойник» по имени первого корабля. В Ширше для «разбойников» изготавливали: котлы, дымовые трубы, ахтерштевни, винты, рули и другое.
К середине XIX века Ширшемский адмиралтейский якорный завод стал одним из крупнейших в России и по объемам производства был сравним с Ижорским заводом в Санкт-Петербурге. Однако идея переноса завода ближе к Соломбальской верфи витала в воздухе и с приходом на должность нового главного командира Архангельского порта адмирала Степана Хрущева (1855 год) снова стала обсуждаться.
Адмиралтейство поручило Хрущеву рассмотреть возможность «перевести этот завод в Архангельское адмиралтейство (Соломбала) … зато не будет надобности содержать в двойне одни и те же мастерские и при Адмиралтействе, и при заводе, уничтожился бы расход на переезды и перевозки между пунктами».
Но история повторилась: комиссия, созданная Хрущевым по обследованию завода, пришла к выводу, что, несмотря на то, что есть определенное неудобство из-за удалённости завода от Соломбалы, «оно с избытком вознаграждается дешевизною содержания двигателя оного водой». Но в 1858 году, с приходом нового главного командира порта контр-адмирала Б.А. фон Глазенапа, идея переноса завода из Ширши в Соломбалу получила новый импульс.
Не перенесли и закрыли
В 1859 г. Ширшемскому заводу не повезло – было принято окончательное решение о переносе всего производства в Соломбалу. Это было связано с необходимостью переориентации Соломбальской верфи на выпуск паровых судов. В 1861 году начался переезд. Сначала перенесли в Соломбалу лекальное, токарное, кузнечное и слесарное производства. А 1 октября завод был окончательно закрыт. Таким образом, если считать с 1706 года, Ширшемский адмиралтейский якорный завод просуществовал 155 лет.
После закрытия Ширшемского завода недолго просуществовала и Соломбальская верфь Архангельского адмиралтейства. В 1861 году, после посещения верфи императором Александром II и неудачного спуска пароходо-фрегата «Пересвет», было принято решение о закрытии Соломбальской верфи. Формально верфь была закрыта высочайшим повелением от 5 марта 1862 году.
Все, что осталось от Ширшемского завода было передано в Архангельскую палату государственных имуществ и распродано местному населению («обращено в публичную продажу»). На продажу были выставлены двухэтажные дом, флигель, токарная мастерская, пильный сарай, магазин; одноэтажные слесарная мастерская, бревенчатая казарма, бревенчатые кухня и баня, дощатый сарай, дом, магазин, сарай для угля, каменная литейная мастерская, каменная котельная и кузнечная мастерская, мост через бассейн длиной 36 саженей, пристань на Ширшемском озере и т.д.
После закрытия Адмиралтейства оставшиеся без работы «государственные крестьяне» (крепостное право в России отменили в год закрытия завода) частью разъехались в поисках лучшей доли, частью остались жить в бывших заводских деревнях. Некоторые из них выкупили заводское имущество, приспособив кузнечное производство под мукомольное, а здания цехов под сельскохозяйственные нужды.
Окончательно система ширшемских шлюзов прекратила своё существование в 1930-х годах, когда было спущено Ширшинское озеро. Сейчас, находясь на месте нахождения Ширшемского завода, сложно представить, что некогда здесь кипела работа, ковались якоря и нагели, пилился лес для русского флота. Но все же и по сей день отчетливо можно разглядеть остатки шлюзов и плотин, каменные перемычки, причальные стенки и сваи причалов.
В 1994 году археологическая экспедиция института археологии АН СССР, обследовав территорию бывшего Ширшемского адмиралтейского якорного завода, сделала вывод, что «завод представлял собой поистине гигантский промышленный комплекс, состоящий из двух обширных водохранилищ (озёра Золотицкое и Ширшемское) и двух водосливных плотин (в них были вмонтированы кузнечные и пильные механизмы), а также значительного числа производственных, складских и жилых помещений». И, что, наверное, самое важное: «… до настоящего времени в промышленной зоне современного Архангельска сохраняется структура одного из первенцев промышленного производства региона».
(Евгений Тенетов, директор ГБУК АО «Севмормузей»)