Администрация порта Роттердам, Koole Terminals, Chiyoda Corporation и Mitsubishi Corporation подписали соглашение о проведении совместного исследования для оценки возможностей импорта водорода в коммерческих масштабах на терминал Koole в Роттердаме с использованием разработанной Chiyoda технологии хранения и транспортировки водорода SPERA Hydrogen™, сообщили SeaNews в Администрации порта.
Чтобы выйти на нулевой уровень выбросов углекислого газа, Северо-Западная Европа вынуждена будет импортировать большие объемы водорода, считают в Роттердаме. В этой связи Администрация порта изучает различные возможности выстраивания новых цепочек поставок водорода из тех стран, где его производство и доставка могут быть организованы экономически эффективно. В порту Роттердам есть ряд компаний, заинтересованных в этом новом сегменте бизнеса и планирующих модернизировать под прием водорода существующие мощности либо строить новые, и одна из них – Koole Terminals.
Морская перевозка водорода представляет больше сложностей, чем транспортировка угля или нефти, отмечают в Администрации порта. Один из возможных путей – перевозить водород с сжиженном состоянии, для чего его нужно охладить до минус 253 градусов. Еще один вариант – строить специализированные суда, как, например, для транспортировки метанола или аммиака. Наконец, можно использовать жидкий органический водородоноситель – химическое соединение, в состав которого водород вводится для транспортировки и из которого он потом выделяется.
Таким жидким водородоносителем является, в частности, метилциклогексан. Он способен оставаться в стабильном жидком состоянии при изменении температуры и давления. Использование метилциклогексана в качестве средства для хранения и транспортировки водорода по уровню рисков сопоставимо с нефтью в нефтехимическом производстве.
Chiyoda Corporation разработала технологию выделения из метилциклогексан водорода – SPERA Hydrogen. Метилциклогексан получают в процессе гидрогенизации толуола. При выделении из метилциклогексана водорода образуется толуол, который можно отгружать в обратном направлении и использовать для транспортировки водорода вторично.
В 2020 году Chiyoda, Mitsubishi, Mitsui & Co. и Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK) успешно завершили демонстрационный проект по перевозке на большое расстояние (5 тыс. км) и хранению водорода с использованием технологии SPERA Hydrogen. Водород, произведенный в Брунее, был доставлен в Японию, а оттуда обратно в Бруней был отправлен толуол.
Плюс технологии заключается в том, что она не требует строительства специализированных судов и инфраструктуры.
На совместное исследование отводится срок один год. Его участники рассчитывают импортировать порядка 100-200 тыс. тонн водорода в 2025 году и 300-400 тыс. тонн – в 2030 году.
Напомним, ранее Администрация порта Роттердам сообщила о начале проекта по изучению возможностей поставок водорода по трубопроводам.
А в Японии построили первый в мире терминал по приему сжиженного водорода и первый в мире танкер для транспортировки сжиженного водорода.