21 июля текущего года на зерновом терминале КСК Группы компаний «Дело» состоялась официальная церемония запуска в эксплуатацию нового глубоководного причала №40А, построенного в рамках крупного инвестиционного проекта «Реконструкция зернового терминала КСК». Последние два года ознаменовались значительными для группы «Дело» событиями, которые связаны как с реализацией заявленных планов, так и с продвижением новых проектов и стратегических инициатив. О текущей работе, достижениях и новых планах компании SeaNews рассказал генеральный директор ООО «ДелоПортс», стивидорный актив Группы компаний «Дело», Игорь Яковенко.
Игорь Александрович, как Вы оцениваете состояние, основные тенденции и перспективы развития двух основных рынков, на которых работают стивидорные активы Группы «Дело», – контейнерного и зернового?
На мой взгляд, сегодня оба этих рынка находятся на подъёме. Об этом свидетельствуют цифры – НУТЭП, например, на 17% нарастил объём переваленных контейнеров за первое полугодие текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого. Согласно подсчётам наших аналитиков, всего по портам России рост составил около 7%. Тенденцию в целом по стране подтверждают и опубликованные цифры ОАО «РЖД» – контейнерные перевозки по отрасли выросли на 15%. Думаю, с учётом мировых тенденций, рынок перевалки контейнеров в портах будет расти и дальше, несмотря на взлетевшие в прошлом году цены на фрахт.
Говоря о зерне, отмечу, что КСК в зерновом сезоне 2020/2021 установил личный рекорд перевалки почти в 5,2 млн тонн, а если сравнивать по полугодиям, то в этом периоде 2021 года терминал перевалил зерновых на 4% больше, чем в прошлом. Как вы понимаете, перевалка зерна, в отличие от контейнеров, подвержена влиянию гораздо большего числа факторов, в первую очередь – видов на урожай. От него будут зависеть и ставки вывозных экспортных пошлин на зерновые культуры и, в итоге, объёмы перевалки.
На сегодняшний день у разных экспертов разные мнения по будущему урожаю, на все традиционные посевные регионы очень здорово повлияли погодные условия в этом году. Но мы очень надеемся, что урожай будет если не рекордным, то очень неплохим.
Какие изменения произошли на этих рынках по сравнению с доковидным периодом, каких изменений вы ждете в дальнейшем и как компания реагирует на эти изменения?
Из приведённых выше цифр видно, что рынок вырос и будущие ожидания по нему весьма оптимистические.
Пандемия, на первый взгляд, парадоксально подстегнула рост контейнерных перевозок. Но удивительного здесь ничего нет – после стагнации экономики в первом полугодии прошлого года рынок начал расти, фактически загрузив логистику двойной нормой перевозок.
Таким же образом коронавирус повлиял и на рынок продовольствия – цены на зерновые в мире с сентября 2020 года бьют все самые смелые прогнозы, достигнув пика в весной текущего года, и только в нынешнем июне обозначилась тенденция к их незначительному снижению.
Отсюда и все рекорды наших перевалок – НУТЭП в феврале и марте 2021 года дважды обновлял личные достижения за месяц, КСК, как я уже говорил, установил личный сезонный, а до этого – годовой рекорд, перевалив в 2020 году 5,1 млн тонн зерновых.
Как показал 2020 год с его серьёзными вызовами, только благодаря своевременно принятым и воплощённым решениям о реконструкции и расширении производственной базы, наши терминалы не просто справились с многократно увеличившейся нагрузкой по грузопотоку, но и показали солидный запас прочности. Именно он стал базой рекордных результатов деятельности ООО «ДелоПортс».
На этих позициях мы и остаёмся – не останавливаться в своём развитии не на секунду.
В апреле этого года Совет директоров группы компаний «Дело» утвердил стратегию развития Группы на среднесрочную, до 2025 года, и долгосрочную, до 2030 года, перспективы. Все идет по плану, стоит ли ждать изменений в стратегии?
Конечно, формально стратегия была утверждена в апреле текущего года, но курс на реализацию заложенных в неё основных установок был взят фактически с момента приобретения Группой ПАО «ТрансКонтейнер». В настоящее время каких-то колебаний нет, всё идёт в соответствии с замыслом.
При этом, как мы отмечали ранее, в стратегию изначально включены возможности гибкого реагирования на резко меняющуюся внешнюю и внутреннюю конъюнктуру и её оперативной корректировки.
50% рынка, которые Группа рассчитывает занять на рынке портовой перевалки контейнеров, – предполагается, что это будет суммарная доля НУТЭП и доли ГК «Дело» в Global Ports? Сколько составляет доля «Дела» на рынке контейнерной перевалки сейчас и за счет чего предполагается достичь целевого показателя?
Да, в соответствии со стратегией развития Группы, предполагается занять не менее 50% суммарной доли рынка морской контейнерной перевалки за счёт НУТЭП и соответствующих активов Global Ports. По нашим подсчётам, на сегодняшний день доля Группы компаний «Дело» в этом сегменте рынка составляет чуть больше 39%.
Целевых показателей, заложенных в стратегии, мы планируем достичь, в первую очередь, за счёт органического роста активов Группы, привлечения новых клиентов благодаря повышению качества существующих и выводу на рынок новых услуг и развитию цифровых сервисов.
Естественно, мы будем продолжать реализацию наших инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и расширение производственных мощностей.
При этом одной из стратегических задач Группы «Дело» является развитие портовой и терминальной инфраструктуры в соответствии с принципами устойчивого развития и минимального воздействия на окружающую среду. Мы стремимся соответствовать принципам ESG (Environmental, Social, Governance). Одним из подобных проектов является «зеленый порт», в соответствии с которым с 1 января 2022 года планируется использовать «зелёную энергетику», поступающую с ветровых электростанций АО «Атомэнергопромсбыт» (входит в АО «НоваВинд», дивизион ГК «Росатом» по ветроэнергетике), для снабжения терминалов НУТЭП и КСК. Пока этот проект является пилотным, но долгосрочным. Мы намерены расширять и развивать его на других предприятиях Группы.
Дополнительно к этому мы очень внимательно относимся не только к достижению финансовых показателей холдинга, но и к тому, как мы ведем бизнес на территориях нашего присутствия, к нашей социальной ответственности. Очевидно, что в этом направлении компаниям Группы всегда есть пространство для развития, чтобы постоянно соответствовать современным ожиданиям со стороны общества, клиентов и инвесторов.
В рамках большой инвестпрограммы НУТЭП, рассчитанной до конца 2021 года, уже введен и эксплуатируется новый причал №38, модернизирована складская тыловая площадка. Что осталось выполнить по программе, в какие сроки?
В целом основная часть инвестиционной программы по реконструкции и расширению мощностей НУТЭП завершена. Основные капитальные сооружения и объекты критически важной инфраструктуры построены и введены в эксплуатацию.
С другой стороны, постоянно совершенствуются технологические процессы, для чего приобретается новая техника, оборудование и узлы, обновляется технический парк, что-то списывается, что-то приходит ему на замену. Это непрерывный производственный цикл.
Пропускная способность контейнерного терминала НУТЭП, согласно инвестпрограмме, должна увеличиться с 400 тыс. TEU до 700 тыс. TEU. Когда мы сможем увидеть этот показатель? Есть ли реальный грузопоток, чтобы заполнить эти мощности? Насколько загружен НУТЭП, и, для сравнения, контейнерные мощности Global Ports?
В 2020 году НУТЭП перевалил 487 тыс. TEU, что составило порядка 70% загрузки мощностей. По Global Ports, по нашим оценкам, схожий показатель – в среднем загрузка более 70%.
Наш прогноз с учётом тенденций роста рынка свидетельствует, что 100% загрузку мощностей терминала НУТЭП можно ожидать через 3-4 года. И, как мы видим, грузопоток для этого пока имеется.
В связи с этим требуется иметь запас прочности, некий буфер, который, как и в 2020 году, поможет нам справиться в случае резких плесков объёмов грузопотока. Поэтому терминал, как я уже отметил выше, развивается непрерывно.
В мае этого года на НУТЭП по инвестпрограмме были доставлены краны RTG, сейчас на терминале работают девять RTG. Какое оборудование планируется еще поставить и ввести в эксплуатацию до конца этого года?
Настолько крупного оборудования до конца текущего года на терминал поставлять не планируется.
Не будем забывать, что, кроме кранов, в этом году НУТЭП закупил и ввёл в эксплуатацию семь специализированных терминальных тягачей Terberg YT222 общей стоимостью 960 тыс. евро и шестиосный тепловоз мощностью 1200 л.с. для маневровой и вывозной работы ТЭМ-18ДМ стоимостью около 69 млн рублей.
Кроме того, для нужд обоих терминалов в феврале 2021 года Сервисная компания «Дело» пополнилась шестым современным буксиром «Деловой-6».
С начала года НУТЭП раз за разом ставит рекорды. За счет чего идет рост, какие грузы и направления демонстрируют наибольшую динамику? Насколько выросла обработка судов в сравнении с прошлым годом по итогам первого полугодия?
Я уже отмечал, что рост контейнерооборота в целом и в структуре стивидорных грузов – общероссийский и общемировой тренд. Для терминала НУТЭП основным и единственным грузом являются контейнеры. Если это не рефконтейнеры, которые при хранении на площадках необходимо подключать к электрической сети, нам не особо важно, что в них перевозится, поэтому какую-то специальную статистику НУТЭП по этому поводу не ведёт. Как и направления, куда они уходят – мы же работаем с судовыми сервисами и судовыми линиями, которые сами регулируют маршруты перемещения тех или иных партий. Поэтому не могу выделить какие-то отдельные грузы и направления в общем обороте, как и их особую роль в увеличении грузопотока.
Что касается судов, то на терминале НУТЭП в первом полугодии текущего года их обработано 249 единиц, что на 16,5% больше, чем за тот же период 2020 года.
Сколько контейнеровозов за 6 месяцев текущего года принял новый причал №38, в том числе на deep sea сервисах (10-тысячники, ведь он на них рассчитан)?
За 6 месяцев 2021 года причал №38 принял 92 судна-контейнеровоза, из них 50 судов deep sea сервисов, которых у нас два – ECUMED и ME3, оба компании Maersk.
Действительно, причал №38 рассчитан на приём судов вместимостью до 10 тыс. TEU и все наши службы готовы к нему, но до сегодняшнего дня таких контейнеровозов мы не принимали и не обрабатывали. Из крупных в основном мы работаем с судами deep sea сервисов Maersk вместимостью 6,5-7 тыс. TEU и фидерного сервиса ZIM вместимостью 3,5-4 тыс. TEU.
В конце июля состоялось открытие нового причала №40 на зерновом терминале КСК, построенного в рамках крупного инвестиционного проекта. Расскажите, какие работы предстоит еще выполнить?
Да, 20 июля мы начали загрузку зерном первого судна у нового причала №40А.
С учётом того, что теперь у терминала КСК может одновременно швартоваться под загрузку два судна, естественно и логично, что встал вопрос о формировании третьей линии выгрузки с установкой новой зернопогрузочной машины и совершенствованием береговой инфраструктуры под неё.
Таким же логичным решением представляется выравнивание глубины причала №40 с уровнем нового №40А, то есть придания ему статуса глубоководного.
Общей длины этих причалов хватает для постановки двух судов дедвейтом до 100 тыс. тонн. Однако вместе с дноуглубительными работами мы планируем провести плановую реконструкцию причала №40, чтобы обеспечить на нём уверенную и безопасную обработку таких больших судов.
Какие суда будет способен принимать новый причал?
Глубоководный причал №40А, имеющий глубину 16,9 метра, специально строился под суда дедвейтом до 100 тыс. тонн и максимальной осадкой до 14,4 метра. До его ввода в эксплуатацию зерновой терминал КСК мог принимать суда-зерновозы максимальной грузоподъёмностью до 50 тыс. тонн.
С вводом в эксплуатацию нового причала, на какой объем перевалки рассчитывает выйти терминал?
Мы рассчитываем выйти на объёмы перевалки через терминал КСК до 7 млн тонн в год.