Пандемия оказала сильнейшее влияние на все сегменты экономики. Рынок логистики также ощутил на себе последствия ограничений и локдауна. Однако, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми столкнулись перевозчики, рынок пережил минувший год с минимальными финансовыми потерями. О том, как отреагировал рынок на пандемию и что происходит с тарифами на грузоперевозки, SeaNews рассказал директор по стратегическому развитию логистической компании NAWINIA Рустам Юлдашев.
Что происходит с ценами на грузоперевозки
Весь 2020 и начало 2021 года стали периодом, когда сферу грузоперевозок по-настоящему лихорадило. Тарифы показывали рекордные скачки на фоне постоянно меняющейся конъюнктуры рынка: волн пандемии, постановлений правительств разных стран о соответствующих ограничениях и так далее.
Разные сегменты грузоперевозок переживали кризис и выходили из него по-разному.
Начало 2021 года стало для рынка морских грузоперевозок практически рекордным с точки зрения прибыли. Существенный рост ставок фрахта, оживление рынка после нескольких месяцев полного локдауна, плюс падение цен на топливо позволили компаниям, занимающимся контейнерными перевозками, показать прибыль в несколько раз выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В конце первого квартала A.P. Moller-Maersk отчитался о росте выручки в 14 раз!
В конце прошлого года ставки морского фрахта показали максимум за 13 лет. В июне этого года, на фоне кризиса, возникшего в китайских портах, ставки на short sea из Шанхая во Владивосток на споте у Maersk достигли порядка 9900 долларов.
В середине прошлого года морские перевозчики столкнулись с таким явлением как контейнерный кризис. Из-за дисбаланса в производственных мощностях стран и из-за того, что Китай первым вышел из локдауна, огромное количество пустых контейнеров скопилось в ЕС и США, в то время как в портах Китая возник их серьезный дефицит. На этом фоне активно стали развиваться железнодорожные и, впоследствии, авиаперевозки по миру. К концу 2020 года можно было говорить о рекордных объемах перевозок, которые осуществляли РЖД. Только за первые три квартала РЖД перевезли более 5 млн TEU.
На фоне запуска ряда новых направлений и международных проектов (запуск поезда из провинции Цзянси в Париж совместно с SNCF Forwardis и COSCO Group, новый маршрут из Архангельской области до пограничного пункта в Забайкальске, а оттуда в Китай и другие), а также учитывая ту поддержку, которую оказывает «Российским железным дорогам» государство, РЖД снижали тарифы для ряда заказчиков. Со сниженной ставкой перевозились уголь, нефть, а также товары народного потребления. Плюс, маршруты Китай – ЕС субсидировались властями КНР.
Отразилась пандемия и на стоимости автомобильных грузоперевозок. Мелкие компании пошли в прошлом году на серьезный демпинг, чтобы удержаться на рынке. Однако уже в начале этого года в логистических кругах пошли разговоры о серьезном повышении тарифов на автоперевозки, вплоть до 20-30% в проблемных регионах. Подобные ожидания основывались на росте цен на топливо, изменении курса рубля, а, следовательно, удорожании запчастей для автомобилей иностранного производства и повышении тарифов системы «Платон». Однако к концу весны 2021 года тарифы вернулись к доковидным.
На стоимость авиаперевозок оказывает влияние нестабильная ситуация в аэропортах. Постоянные отмены, задержки рейсов на фоне пандемии и по другим причинам, в том числе политическим, безусловно, заставляют перевозчиков волноваться и держать руку на пульсе. Однако пока крупным игрокам логистического рынка удается исполнять свои обязательства перед клиентами и соблюдать сроки доставки авиатранспортом. Важно отметить, что объем авиаперевозок – это около 2% рынка. Тем не менее, это стратегически важный сегмент, позволяющий доставлять срочные, скоропортящиеся грузы, от медикаментов до продуктов питания. Что касается цен на авиаперевозки, в самом начале локдауна в 2020 году, после отмены практически всех пассажирских рейсов, тарифы взлетели в 2-3 раза. Постепенно цены снижались. Уже к июню прошлого года тарифы были выше в аналогичном периоде 2019 года, всего лишь на 4-5%. В настоящее время рост цен продолжается в связи с нехваткой емкостей для бронирования и большим количеством грузов. При этом международные рейсы на 100% по-прежнему не восстановились.
Чего ждать от тарифов на грузоперевозки в ближайшем будущем
Безусловно, на колебания цен на грузоперевозки влияет далеко не только COVID-19 или курс рубля. Цена складывается из множества факторов. Сегодня одним из наиболее значимых из них можно назвать повсеместную цифровизацию.
Внедрение IT-технологий, замена ручного труда роботами и компьютерами позволит логистическим компаниями экономить существенные средства. В настоящее время перевозчики находятся только в начале большого пути цифровизации, и внедрение новых технологий скорее направлено на создание единой экосистемы, повышение удобства пользования услугами перевозчиков для клиента и прозрачность процессов. Поэтому говорить о том, как повлияет цифровизация на ценовую политику, непросто. Тем не менее мы в Nawinia ждем к 2025 году ускорения большинства процессов примерно на 25%, что, безусловно, должно позитивно отразиться на тарифах.
Сократить стоимость перевозок (либо, как минимум, удержать их от роста) позволит и повсеместное внедрение телематического оборудования – комплекса приборов, отслеживающих состояние автомобиля, расход топлива, соблюдение водителем правил дорожного движения и в целом его манеру езды, а также состояние груза. Особенно востребована эта система, когда речь идет о хрупких грузах или о грузах, требующих особого температурного режима.
Внедрение телематики позволяет на 10-20% сократить расходы на топливо, сократить расходы на ремонт и повысить загрузку транспортных средств.
Стоит отметить, что в минувшем году в России существенно возрос спрос на доставку «последней мили» из-за активного развития сегмента e-commerce. Большие логистические корпорации стали заключать договоры с мелкими экспедиторами, развивается доставка в отдаленные труднодоступные регионы. За счет активной оптимизации процессов, увеличения доли сборных грузов удается удерживать цены на докризисном уровне, даже несмотря на инфляцию и другие удорожающие перевозку факторы.
Если говорить о локальных изменениях, сейчас перевозчики ждут, как скажется на рынке новое ограничение на транзит машин с общей грузоподъемностью свыше 3,5 тонн по МКАД и территории Москвы. Новое постановление столичного руководства только вступает в силу, пока не всем перевозчикам удается получить пропуска. А впереди, очевидно, длительная адаптация к новым реалиям. Стандартно в подобных ситуациях эти косты лягут на конечного потребителя, хотя прямой пропорции между расходами на перевозки и ростом цен нет. Тарифы за последние три года выросли на 10-15%, а цены на некоторые товары – в разы.
Несмотря на то, что разные области перевозок показывали различную, иногда противоречивую динамику в прошлом году, при отсутствии новых форс-мажоров мы ожидаем стабилизации рынка. И хотя влияние пандемии будет ощущаться еще какое-то время, мы предполагаем, что рост тарифов на грузоперевозки в ближайшем будущем будет соответствовать среднестатистической инфляции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции