Что привело к дефициту профессиональных водителей по всему миру и как можно решить эту проблему, рассказал SeaNews генеральный директор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
По его словам, дефицит водителей возник после распада СССР и усугубился, когда система обучения водителей была изменена, а профессия водителя перестала быть престижной.
«Нехватка профессиональных водителей в грузоперевозках – явление глобальное. В прошлом году в Европе и Азии не удалось найти водителей на 20% вакансий, в России – 17%», – отметил Д.Иевлев, ссылаясь на данные Международного союза автотранспорта (IRU).
«В России количество людей, получающих права категорий, отличных от В, неуклонно снижается: так, если в 2017 году, согласно данным ГИБДД, около 260 тыс. лиц получили водительские права, отличные от категории В, то в 2020 году таковых было уже 250 тыс. Только в Москве, по данным городской службы занятости, есть 17 тысяч вакансий профессиональных водителей», – сказал он.
«В последние годы нам приходится учитывать этот фактор при планировании, в том числе закупок грузовиков. При этом невысокая рентабельность автоперевозок не позволяет постоянно повышать зарплату», – отметил эксперт.
К дефициту профессиональных водителей привело сокращение количества автошкол, готовящих водителей грузовых автомобилей, и снижение престижности профессии. Отсюда – повышение среднего возраста водителя, сейчас в основном он составляет 45-50 лет. «Также дефицит молодых кадров в транспортной отрасли связан с отсутствием гарантий дальнейшего трудоустройства начинающих водителей. Из-за отсутствия опыта транспортные компании не рискуют принимать новичков на работу», – отметил Д.Ивлиев.
Чтобы привлечь кадры, перевозчики используют различные инструменты, включая предложение заработной платы выше рыночной или усиление соцпакета. «Так, в 1-м квартале 2021 года транспортная логистика стала самой высокооплачиваемой отраслью в России среди групп массовых профессий по данным сервиса «Авито. Работа». За январь-март 2021 года в транспортной логистике медианная зарплата составила 54 тыс. рублей, что на 8% больше, чем в 2020 году. При этом водителям-дальнобойщикам предлагают до 120 тыс. рублей в месяц», – привел данные Д.Ивлиев.
По его словам, для решения проблемы привлечения молодых кадров к профессии водителя «Первая экспедиционная компания» уже несколько лет сотрудничает с сетью автошкол Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ) по всей России. При необходимости ПЭК оплачивает ученикам обучение и предоставляет гарантии трудоустройства в компании. Однако, отмечает Д.Иевлев, пока этих мер недостаточно. В год в компанию приходят порядка 20 человек, прошедших обучение в ДОСААФ, тогда как потребность ПЭК с учетом перспективного развития измеряется несколькими сотнями профессиональных водителей большегрузов.
По мнению генерального директора «Авто-ПЭК», для решения проблемы необходимы не отдельные проекты транспортных компаний, а комплекс мер в государственном масштабе, в том числе возвращение обучения профессиональных водителей в систему среднего специального образования.