С открытием регулярного трансатлантического судоходства началась эра паровых лайнеров. По мере роста популярности этого вида транспорта океанские суда становились быстрее и больше.
У инженера Изамбарда Брюнеля родилась идея создать морское судно, которое смогло бы обогнуть планету без пополнения запасов угля. «Нужно построить судно с запасом угля на 22 тысячи миль. Компания, имеющая такое судно будет контролировать всю торговлю с Востоком и Австралией», – говорил он. Брюнель мечтал, что его судно станет самым большим движущимся объектом, созданным людьми.

Пароход «Great Eastern» стал «плавучей выставкой» новых идей в судостроении. На нем впервые было применено клетчатое двойное дно, введены железные листы стандартных размеров, установлены поперечные переборки, использована, несмотря на значительную величину, продольная система набора (именно по этой системе набора почти через столетие, с середины 50-х годов, будут строиться все большие суда), сделано плоское днище. Благодаря своей клетчатой конструкции двойной корпус приобретал прочность, сохраняя легкость и жесткость, и обеспечивал водонепроницаемость судна.

Установка имела коэффициент полезного действия 3% и обеспечивала скорость 14 узлов. Суточный расход угля составлял 330 тонн. Численность команды машинного отделения была 230 человек. Кроме того, конструкторы установили парусное вооружение площадью 5,4 тыс. кв. м на шести мачтах. Паровая машина также обеспечивала поворота руля.
Постройка «Great Eastern» оказалась сложным предприятием, строительство продолжалось 4 года с 1 мая 1854 года. Весь проект превысил запланированный бюджет в четыре раза. Последние несколько месяцев Брюнель сам финансировал постройку своего детища.

Очень медленный спуск судна на воду постепенно сокращал расстояние к воде. Паровые подъемники часто выходили из строя из-за огромного давления. Работа по спуску корабля продолжалась даже ночью. В течение 90 дней рабочие продолжали тянуть и толкать судно к родной стихии.
Брюнель просил провести спуск на воду своего судна без церемонии. Но из-за долгов компания была вынуждена продать около 3 тыс. билетов на церемонию спуска, а в дополнение к этому приехали еще несколько тысяч человек.
«Great Eastern» спустили на воду во время прилива 30 января 1858 года. Брюнель испытывал чувство гордости за свою работу, но с ним случился удар, и через несколько дней он умер.
Прочность парохода была легендарной. В конце 1861 года он попал в шторм, который вывел из строя руль и гребные колеса, повредил часть пассажирского салона, но, к счастью, никто не пострадал. Тогда пароход повредил внешнюю часть корпуса на 23 метра, при этом пассажиры даже не почувствовали этого. От меньшей пробоины затонул лайнер «Титаник». Однако дурная слава с самого рождения отбила от судна всех пассажиров. Больше денег «Great Eastern» принес, принимая экскурсии.

После 30 лет работы в 1889 году «Great Eastern» ушел на слом. Очень много сил понадобилось на то, чтобы разобрать склепанные листы, иногда приходилось применять ядро-таран, которое используют при разрушении зданий. Утилизация судна длилась два года.
Пароход «Great Eastern» оставался самым большим судном более 40 лет и уступил первенство лишь в 1901 году, когда на воду был спущен превосходивший его по тоннажу лайнер «Celtic».