С 1 октября реализуется эксперимент Минтранса по переходу на электронные транспортные накладные и путевые листы взамен бумажных документов в автомобильных грузоперевозках. Он охватывает 6 регионов России и ведущие транспортные компании. Взаимодействие надзорных органов, операторов электронных документов, грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков в новых условиях тестируется с 1 по 30 октября в Москве, Татарстане, Московской, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае.
Участники рынка поделились с SeaNews расчетами усредненных потенциальных затрат транспортных компаний на переход на электронные документы.
«Приблизительная структура расходов транспортной компании может выглядеть следующим образом: во-первых, разовые затраты на разработку соответствующего программного обеспечения. Небольшие компании могут использовать интерфейс оператора ЭДО и не учитывать эту статью в расходах. Для остальных размер расходов определяется индивидуальными характеристиками IT-систем перевозчика», – рассказал IT-директор ПЭК Владислав Сарнацкий.
Второе – расходы, связанные с приобретением или амортизацией устройств для обмена документами – телефонов и планшетов для водителей. Правда, эти расходы не являются обязательными: передавать данные в информационную систему водители могут через собственные мобильные устройства или «по звонку» дежурному оператору.
Третья статья расходов – оплата услуг оператора ЭДО по обработке электронных документов. В рамках эксперимента услуга предоставляется бесплатно, затем, по данным аналитиков системы «Контур. Диадок», средняя стоимость документа составит 10 рублей. «Более точной информации по тарифу пока нет, как и нет понимания того, на кого из участников процесса перевозки лягут эти расходы. Оценивая приблизительную стоимость, можно ориентироваться на текущие тарифы операторов по счетам-фактурам», – отметил В.Сарнацкий.
Второй вариант расчета, подготовленный экспертом ПЭК, базируется на трех разных бюджетных возможностей перевозчика.
«Самый экономичный вариант затрат практически не предполагает. В нем интеграция учетной системы с ПО оператора ЭДО не производится, все данные о перевозках вносятся через непосредственно интерфейс оператора. Соответственно, не предполагается и оснащение водителей мобильными устройствами. В этом случае все издержки состоят из оплаты услуг оператора ЭДО за каждый документ. Исходя из опыта счетов-фактур, можно предположить, что размер тарифа составит 5-10 рублей, и платить будет отправитель», – сказал В.Сарнацкий.
В более сложном варианте к уже описанным затратам на услуги оператора ЭДО добавляется интеграция учетной системы перевозчика с системой оператора ЭДО. Затраты на этот процесс могут составить от 50 до 500 тыс. рублей – в зависимости от самой системы и глубины интеграции. Однако, отмечает эксперт, после успешного завершения эксперимента на рынке должны появиться стандартные решения для основных платформ информационных систем. Соответственно, стоимость «типового» внедрения значительно снизится. Расходы на покупку планшетов для водителей в этом варианте тоже опциональны: в рамках эксперимента могут использоваться собственные устройства сотрудников (большинство водителей имеют смартфон с навигатором), или формат передачи данных «по звонку» дежурному оператору. В случае, если транспортная компания приобретает мобильные устройства исключительно под эти цели, стоит рассматривать бюджетные модели стоимостью до 5 тыс. рублей.
«В самом дорогостоящем варианте ко всему вышеописанному добавляются затраты на покупку отдельных серверов для хранения архива, внедрение новой информационной системы, приобретение дорогостоящих мобильных устройств для водителей и тому подобное. Необходимость таких вложений каждая компания определяет для себя самостоятельно, но для начала работы с электронными документами они не обязательны», – резюмировал В.Сарнацкий.
Руководитель проекта «Контур. Логистика» (СКБ Контур, партнер ПЭК) Павел Коптелов отметил, что пересылка одного электронного документа через оператора ЭДО обойдется в 10 рублей, комплекта из электронной транспортной накладной и путевого листа – в 15 рублей. Сейчас текущие затраты на бумагу и печать трех экземпляров транспортной накладной и путевого листа составляют 20 рублей, затраты на возврат документов грузоотправителю и экспедитору (если водитель не возвращается к месту погрузки) – от 300 рублей.
По расчетам П.Коптелова, затраты перевозчика в расчете на один документ составят не более 30,8 рубля при среднем количестве рейсов в день – 100 поездок. Эта цифра складывается из тарифа оператора (15 рублей за комплект документов), амортизации мобильного устройства (14 рублей при средней стоимости смартфона водителя 7 тыс. рублей и сроком его амортизации 2 года).
Выпуск КЭП (квалифицированной электронной подписи) на менеджера транспортной компании (3 тыс. рублей на год) и расходы на интеграцию ПО с учетной системой добавят менее 1 рубля в год, если исходить из стоимости модуля 1С в 12 тыс. рублей (0,48 + 0,12 = 0,6 руб.). Оставшиеся 1,2 рубля добавим на мобильный интерфейс водителя (стоимость в год 300 рублей в расчете на 250 рабочих дней в году).
Подписанная электронная транспортная накладная становится доступной в качестве первичного учетного документа всем сторонам перевозки сразу же после ее подписания сторонами.