Число пиратских нападений на суда в январе-сентябре 2020 года увеличилось, о чем свидетельствуют данные Международного морского бюро (International Maritime Bureau – IMB). В том числе на 40% выросло число похищенных моряков в Гвинейском заливе, при этом вооруженные нападения с целью похищения происходят на бОльшем расстоянии от побережья, и пираты похищают бОльшие группы людей.
Согласно последнему отчету IMB, с начала года было зафиксировано 132 инцидента с участием пиратов против 119 случаев за 9 месяцев 2019 года. С борта судов было похищено 85 моряков, из них 80 – в Гвинейском заливе, в результате 14 нападений у берегов Нигерии, Бенина, Габона, Экваториальной Гвинеи и Ганы.
Таким образом, в Гвинейском заливе совершается порядка 95% всех похищений. Там же произошло и самое дальнее нападение с захватом самого большого числа заложников – 17 июля этого года 8 пиратов, вооруженных автоматами, высадились на танкер-продуктовоз, шедший в 195 морских милях от берега, и похитили 13 членов экипажа из 19, а также ценные вещи и документы, оставив танкер дрейфовать, поскольку оставшиеся на борту моряки (в заложники-то попала вся команда, но с собой пираты взяли не всех) не имели достаточной квалификации, чтобы управлять судном. Довести танкер в порт помог экипаж оказавшегося рядом другого торгового судна, а похищенных моряков спустя месяц освободили. Совсем недавний случай – 8 сентября вооруженные пираты напали на рефрижератор, шедший в 33 морских милях от Лагоса, и захватили двоих моряков – остальные усели укрыться в цитадель.
Сингапурские проливы также остаются опасным местом – там было зафиксировано 15 нападений на суда. Правда, местные пираты предпочитают ножи, и большинство нападений не тянут на тяжкие преступления, тем не менее, один моряк в этом году попал в заложники, один был ранен, а двоим угрожали.
Активность пиратов в водах Индонезии снизилась – в третьем квартале этого года там произошло 4 нападения против 14 во втором квартале. В основном мишенями преступников становятся суда, стоящие на якоре.
Неспокойно в водах Центральной и Южной Америки и в Карибском бассейне – в частности, у берегов Бразилии, Колумбии, Эквадора, Гаити, Мексики и Перу. Нападают на суда на ходу и на якоре, на море и на реке под лоцманской проводкой. Так, по информации IMB, 26 сентября 2020 года вооруженные преступники проникли на контейнеровоз, шедший по реке в районе Гуаякиля, открыли огонь по мостику и надстройке, вскрыли контейнеры и скрылись, забрав их содержимое.
Между тем, в колыбели современного пиратства, в водах Сомали, с 2018 года не было зафиксировано ни единого инцидента. Правда, последних троих заложников, которые провели в плену долгие годы, пираты освободили только в августе этого года.
Однако, предупреждают в IMB, сомалийские пираты по-прежнему могут нанести новый удар, и морякам следует быть бдительными и руководствоваться лучшими практиками, а присутствие военного флота в регионе следует сохранять.
Фото: EU Navfor