Пандемия изменила многое в логистическом пространстве – но есть тренды, которые сохранились и будут развиваться. И один из них – диджитализация. Опрошенные SeaNews профессионалы едины во мнении, что диджитализация, ставшая одним из главных трендов 2019 года, вследствие пандемии (которая стала главным трендом этого года) будет только расширяться и углубляться. О ней и о других трендах пре- и посткоронавирусной логистики – в материале ниже.
«В 2019 году на рынке внутрироссийской и международной логистики наметились следующие тенденции: объединение перевозчиков (в форме профессиональных альянсов и других объединений), диджитализация (теперь взаимодействие клиента и логистического провайдера происходит преимущественно через электронные системы), а также замедление темпов роста рынка. В 2020 году сильное влияние на отрасль оказало распространение COVID-19. В результате тренд диджитализации только усилился», – выделил главные тренды прошедшего и нынешнего года вице-президент по продажам и маркетингу Kuehne + Nagel в России и СНГ Антон Гречко.
«Диджитализация логистической отрасли, наблюдавшаяся в 2019 году, привела к увеличению доли электронного документооборота и автоматизации процессов заказа и управления транспортом, – отметил директор по операциям FM Logistic Сергей Стенин. – Можно отметить рост доли электронной коммерции и маркетплейсов, а также автоматизацию складских операций, которая достигалась за счет внедрения RPA (роботизированная автоматизация процессов), использования систем AGV и сортеров».
В этом году, по его прогнозу, темпы роста рынка электронной коммерции России ускорятся из-за пандемии COVID-19 и изменения поведения потребителей. «Падение покупательской способности населения приведет к снижению товарооборота по складским операциям, но мы ожидаем увеличения доли складских операций Break Bulk cross docking, BBXD (обработка продукции в течение 24 часов с приемкой по количеству и качеству с последующей комплектацией) в продуктовом и непродуктовом ритейле для оптимизации товарных запасов. В 2020 году диджитализация отрасли будет продолжаться».
Диджитализация коснулась не только складской логистики, подчеркнул директор подразделения Global Supply Chain FM Logistic Алексей Мисаилов. «Так, ФТС продолжила перевод оформления деклараций на товары в ЦЭДы. В автомобильных перевозках, несмотря на их незначительный рост, продолжилась консолидация рынка. Потребность крупных ритейлеров в более регулярных поставках небольших партий грузов усилила роль развития сборных линий, включая пулинг (pooling) (консолидированные сборные поставки). Трансформация ритейла в сторону развития магазинов формата «у дома» также отражается на изменении транспортной логистики. Один из трендов 2019 года – развитие внутригородских доставок с платформ сross-dock в центрах крупных городов. В международном сообщении значительно увеличился объем перевозок по направлению Китай – Россия».
Еще один тренд в посткоронавирусный период – усиление конкуренции. «Сокращение потребительского спроса и объемов производства товаров в период международного кризиса повлекли за собой временное снижение спроса на перевозки. Всё это усилило конкуренцию между игроками на рынке логистики», – отметил А.Гречко.
«В международных перевозках постковидного периода мы ожидаем рост рынка покупателя, – сказал А.Мисаилов. – Однако традиционное увеличение спроса во второй половине 2020 года приведет к увеличению тарифов. Небольшим транспортным компаниям будет еще сложнее выдерживать высокую конкуренцию. Все это будет происходить на фоне рисков, связанных с мошенничеством и воровством ликвидных товаров. При восстановлении цепей поставок увеличится спрос на грузовые экспресс-перевозки, как по России, так и из-за рубежа. При этом выиграют компании, у которых уже налажены сборные линии доставок. Цифровизация продолжится и во внедрении обязательной маркировки DataMatrix различной продукции (от обуви и до фотокамер)», – считает он.
И еще один посткоронавирусный тренд, который касается уже человеческого фактора, сформулировал С.Стенин: «Мы ожидаем, что изменения на рынке труда, произошедшие на фоне распространения коронавирусной инфекции, снизят текучесть кадров». Проще говоря, в условиях роста безработицы сотрудники будут крепче держаться за ту работу, что у них есть, и меньше смотреть на сторону.