Nippon Paint Marine закончил покраску старинного четырехмачтового барка со стальным корпусом «Peking», построенного в 1911 году. Тем самым завершился трехлетний проект немецкой верфи Peters Werft GmbH по реставрации судна стоимостью 32 млн евро.
«Это один из самых захватывающих проектов, в котором я когда-либо участвовал, – отметил представитель Nippon Paint Marine Олаф Риккен. – И одна из самых сложных задач, поскольку оригинальная стальная конструкция сохранилась практически в полном объеме, и мы должны были оценить совместимость наших красок со сталью, изготовленной более 100 лет назад, в которой есть сплавы, которые в настоящее время уже не используются». Усложнял проект и тот факт, что судно станет музейным объектом, поэтому требовалось покрытие с долгим сроком службы, однако использование противообрастающей краски было запрещено».
«Когда в 2017 году барк прибыл в док для реставрации после транспортировки из Нью-Йорка на борту судна Combi Dock III, он был настолько обветшалым, что его состояние потрясло всех сотрудников верфи. Это было самое ветхое судно, с которым когда-либо сталкивалась наша верфь», – сказал руководитель проекта Peters Werft GmbH Никлас Пфафф.
Помимо масштабной покраски, проведенной Nippon Paint Marine, Peters Werft восстановил первоначальную форму корпуса и смог сохранить бОльшую часть клепанных стальных пластин, используя современную сварку и современные методы ремонта судов. Все палубы, отсеки и внутренние помещения были восстановлены. Мачты и такелаж пришлось частично восстанавливать и обновлять.
Четырехмачтовый барк «Peking» интересен тем, что относится к легендарной серии Flying P-Liner – большому семейству судов (более 80), сошедших со стапелей в конце XIX и первой четверти ХХ веков. Их строили по заказу основанной Фердинандом Лайсом гамбургской судовладельческой компании F.Laeisz, более известной среди моряков под аббревиатурой FL. Это была последняя попытка грузового парусного флота составить конкуренцию надвигавшейся монополии пароходов. Судно, завершающее серию, было спущено на воду в 1926 году, когда парусники уже, казалось бы, не имели никаких перспектив. Тем не менее, FL работала с ними весьма успешно, доставляя в Европу селитру из Чили и пшеницу из Австралии.
Это однотипные и внешне похожие друг на друга суда – крупные, как правило, четырехмачтовые барки с металлическим корпусом, надежные и скоростные, что обыгрывалось и в самом названии серии (от англ. flying – летающий, быстрый). «P» объясняется просто: после 1877 года все имена судов компании FL начинались с буквы «П» – «Pommern», «Peking», «Pamir»…
«Peking», изначально предназначенный для перевозки селитры и других нитратов из Южной Америки, был спущен на воду 25 февраля 1911 года на гамбургской верфи Blohm & Voss. Красавец барк, имеющий 115 м в длину и более 14 м в ширину, протянул свои мачты к небу на 54 метра. 34 паруса общей площадью в 4 100 кв. м обеспечивали ему скорость до 17 узлов, то есть более 30 км/час. Судно обошлось заказчику в 680 000 марок.
16 мая того же года судно отправилось в свой первый рейс через океан и вплоть до начала Первой мировой войны курсировало между Гамбургом и чилийским Вальпараисо, где в августе 1914 года было интернировано. После войны FL удалось выкупить парусник и снова задействовать его на рейсах в Южную Америку. Правда, теперь это уже было судно двойного назначения – грузовое и одновременно учебное.
В 1932 году последствия мирового экономического кризиса заставили владельцев продать «Peking» лондонской компании. Следующие 42 года парусник менял имена, функции и порты приписки, пока осенью 1974 года не перешел в собственность фонда J. Aron Charitable Foundation и не оказался чуть позже в нью-йоркском музее South Street Seaport Museum. Новые владельцы сумели восстановить судно в его первоначальным виде, причем на корме как порт приписки снова был обозначен Гамбург.
Почти 40 лет немецкий парусник радовал посетителей музея на Манхэттене – детей и взрослых, специалистов и любителей морской старины. Но все это время гамбургские энтузиасты не теряли надежды, что однажды «Peking» вернется на Эльбу и станет на вечную стоянку по соседству с местом своего рождения.
Ситуация изменилась в 2012 году, когда на Нью-Йорк обрушился ураган “Сэнди”, изрядно потрепавший экспонаты музея и нанесший ему тяжелый финансовый урон. «Peking» оказался в числе главных “жертв”. Оценив свои возможности, руководство учреждения вынуждено было констатировать, что денег на восстановление парусника у него нет. Начались переговоры с германской стороной. В итоге музей согласился отдать «Peking» бесплатно – но при условии, что все расходы по транспортировке через Атлантику немцы возьмут на себя.
В Гамбурге тем временем был утвержден масштабный проект нового Немецкого портового музея (Deutsches Hafenmuseum), на реализацию которого государство выделило 120 млн евро. В качестве первого и главного его экспоната был заявлен «Peking». На транспортировку и реставрацию барка решили потратить 26 млн из 120.
В конце июля 2017 года парусник вышел из Нью-Йорка и всего через 11 дней прибыл в Гамбург.. Оттуда его отправили на верфи для реставрации.
В августе этого года «Peking» станет экспонатом будущего музея порта Гамбург.