В развитие темы, как сказалась эпидемия коронавируса на транспортно-логистической отрасли, продолжаем делиться тем, что рассказали SeaNews участники рынка. Сегодня своей оценкой ситуации и прогнозами ее развития делятся линии и их агенты.
Грузы и грузопотоки
Снижения объемов наблюдают в настоящее время – и ожидают в будущем – и контейнерные перевозчики, и ро-ро специалисты – хотя и не все. При этом и те, и другие видят в изменившихся условиях возможности для развития и потенциал для дальнейшего роста.
В Cosco Shipping Lines Russia Ltd. SeaNews сообщили, что на данный момент значительных изменений в структуре бизнеса не наблюдается.
По информации Жолта Катона, генерального директора Maersk Eastern Europe, произошёл спад импортных перевозок с Дальнего Востока, и во втором квартале ожидается дальнейшее снижение импорта на страны Европы и Россию. В то же время, в экспорте наблюдается высокий спрос и рост объемов из России в связи с изменением курса доллара. «Мы предпринимаем значительные усилия, чтобы обеспечить клиентов необходимым количеством порожнего оборудования, а также предлагаем экспортерам альтернативные решения для обеспечения исполнения ими контрактных обязательств по срокам и ускорению доставки зарубежным покупателям, например перевозку по железной дороге с Северо-Запада РФ до российских портов Дальнего Востока с последующей отправкой морем в порты Азии», – отметил Ж.Катона.
В «Ди Эл Икс Эдженси Раша», коммерческом агенте ро-ро перевозчика Hoegh Autoliners в России и Республике Беларусь, также ожидают временного спада грузопотока из-за остановки работы европейских автопроизводителей. «Что касается российского рынка, то больше похоже на шоковый спад деловой активности наших предприятий. Это пока не позволяет сделать корректную оценку ситуации в целом, но уже понятно, что прогнозируется спад потребления и падение объемов импорта, при этом для экспорта курс валюты является драйвером роста», – говорят в компании.
«На сегодняшний день загрузка со складов готовой продукции обеспечивает загрузку судов, пока склады автогигантов не вывезены полностью покупателям. По информации российских дилеров, не выполнены все текущие заказы на производство автомобилей, но поставки продолжатся сразу после улучшения ситуации с карантином и возобновлением производства. На сегодня, к примеру, из-за выполнения карантинных мероприятий мы столкнулись со сбоями в работе терминалов из-за задержек в обработке и невывозе грузов в портах Италии и в связи с задержкой обработки судов в Голландии», – поделились в «Ди Эл Икс Эдженси Раша».
В изменившихся условиях меняются и требования клиентов. «Некоторые клиенты, особенно в импорте, запрашивают замедление сроков доставки. Для этого мы предлагаем им транзитное хранение и другие решения на базе наших наземных терминалов», – рассказал SeaNews Ж.Катона.
По информации «Ди Эл Икс Эдженси Раша», в линейном расписании имеют место небольшие корректировки «в ручном режиме» для того, чтобы забрать попутный груз, может быть добавлена дополнительная девиация судов на нерегулярные порты «на споте». «Это, в целом, очень полезная для грузовладельцев возможность получить место на судне из порта вне основного расписания линии», – считают в компании.
В долгосрочной перспективе из-за экономических потрясений не исключён пересмотр размещения производств и рынков сбыта и, в частности, пересмотр якорных контрактов, что в перспективе, как следствие, может привести к изменению текущего линейного сервиса, – предполагают в «Ди Эл Икс Эдженси Раша».
Контролирующие органы и контрольные процедуры
Отвечая на вопрос, усложнились ли в связи с противоэпидемическими мероприятиями контрольные процедуры и как это повлияло на сроки движения грузов, Ж.Катона подчеркнул, что государственное органы уделяют самое пристальное внимание как поддержанию бесперебойных поставок импортных товаров первой необходимости, так и обеспечению устойчивого экспорта в период эпидемии.
«Видны серьезные усилия со стороны Федеральной таможенной службы, органов Россельхознадзора, Администраций портов, Пограничной службы, Роспотребнадзора, направленные на скорейшее прохождение судами и грузами формальностей в российских портах. Хотелось бы выразить наше глубокое уважение всем сотрудникам контролирующих органов, выполняющим свой нелегкий долг в этот сложный период. Надеемся, что полученные ими наработки в части удаленного взаимодействия и электронного документооборота во время эпидемии смогут быть максимально использованы и после снятия карантинных ограничений. В свою очередь, мы уверены, что цифровые решения Maersk, подтвердившие свою высокую эффективность для удаленного взаимодействия участников транспортного процесса, смогут полностью поддержать усилия госорганов по реализации новых стандартов цифрового обмена данными».
«В целях профилактики распространения вирусной инфекции был введен целый ряд мер, призванных свести личный контакт между представителями компаний и госорганов к минимуму при одновременном расширении возможностей для электронного документооборота. Мы видим значительный позитивный эффект от этих мер не только на период эпидемии, но и после него. Понимая всю серьезность момента и вызовов, стоящих сейчас перед отраслью, в то же время можно отметить, что эти вызовы также могут стать катализатором для многих позитивных перемен, в частности – внедрения цифровых технологий и более эффективного взаимодействия в их рамках между бизнесом и государственными органами», – считает Ж.Катона.
Люди и персонал
Для того, чтобы обезопасить собственных сотрудников, Maersk с конца марта перевел 95% своего персонала на работу из дома. «Наши IT-решения позволяют как нашим клиентам, так и подрядчикам взаимодействовать с нами в штатном режиме даже в новых условиях удаленной работы. Мы также существенно расширили сотрудничество с клиентами в качестве глобального интегратора, предлагая им в этот непростой период самый широкий спектр логистических решений: транзитное хранение, складские услуги, межконтиненальные жд перевозки, авиафрахт, услуги электронного документооборота и другие», – пояснил Ж.Катона.
На удаленный режим работы перешел и коллектив генерального агента линии Sea Connect, ООО Эс-Си-Эс Раша. По словам генерального директора агентства Антона Ларкина, внедрять для этого в срочном порядке какие-то дополнительные IT-решения не потребовалось. «Был применён достаточно распространённый подход для компаний, у которых большое количество сотрудников периодически или постоянно должны работать удалённо. Поскольку суда линии и контейнерные терминалы работают круглогодично и безостановочно, то удаленная работа у нас всегда была организована и в выходные, и в праздничные, и в нерабочие дни, и все это было естественным продуманным процессом», – рассказал он.
Как объяснил генеральный директор «IT-марин» Григорий Минаев, с технической точки зрения решение заключается в том, что рабочие места пользователей организованы с помощью службы удалённых рабочих столов (remote desktop services) на сервере терминалов Microsoft Windows Server. Таким образом, рабочее место пользователя становится полностью независимым и от места, где сотрудник физически находится, и от оборудования, которое он использует. «В нашей компании были виртуализированы (размещены на сервере терминалов) все рабочие места всех пользователей компании, что позволило перейти на удалённую работу всему офису одномоментно и без дополнительных манипуляций».
Как отмечают в «Ди Эл Икс Эдженси Раша», на сегодняшний день удаленно работают офисы всех ро-ро судовладельцев Европы, и Hoegh Autoliners AS также «на удалёнке» в Осло. «Пока в Осло планируют выходить 4 мая. Сотрудники компании в портах ежедневно осуществляют все необходимые меры предосторожности, а экипажи судов остаются в безопасности на борту, проводя дезинфекцию всего судна с антибактериальным решением до прибытия и после отхода судна из портов, включая ношение личного защитного оборудования (PPE) и регулярный мониторинг температуры всех членов экипажа», – рассказали в компании.
Отдельный вопрос применительно к персоналу – удастся ли компаниям сохранить кадры в условиях спровоцированного эпидемией и обвалом на нефтяном рынке кризиса.
«Мы уже видим первые случаи сокращений в международной морской отрасли, – поделился Ж.Катона. – Наша компания, как и все другие участники рынка, также затронута снижением объемов перевозок, однако в связи с реализуемой нами стратегией глобальной интеграции логистики мы наблюдаем и значительный потенциал для развития. В частности – в России, где продолжается рост экспорта, и мы активно расширяем сеть наших интермодальных сервисов для клиентов, как в традиционном сухом сегменте, так и для рефперевозок. Кроме того, буквально на днях нами был успешно введён в эксплуатацию новый холодильный склад в Санкт-Петербурге. Мы уверены, что этот и другие наши новые проекты позволят существенно расширить присутствие Maersk на российском рынке, что невозможно без сильной и устойчивой команды».
В Sea Connect сокращать персонал категорически не намерены. «Прошедший 2019 год был очень успешным для Sea Connect: выручка возросла на 10%, были открыты новые интермодальные коридоры, вырос клиентский портфель», – рассказал СЕО Sea Connect, UAB Вячеслав Пуземский. – Я принял решение использовать накопленные резервы и объявить мораторий на сокращение кадров до конца 2020 года. Мы надеемся на поддержку наших постоянных клиентов и будем поддерживать сервис на таком же высоком уровне, как и прежде», – пообещал он.
Бизнес и перспективы
Применительно к бизнесу в целом, в «Ди Эл Икс Эдженси Раша» говорят о том, что сокращение возможно в части неликвидных активов. «Общий экономический спад это хорошая возможность пересмотра всех проблемных мест бизнеса», – считают в компании. В то же время, на сегодняшний день нет информации о приостановке размещённых заказов или об отказе от строительства новых судов на верфях.
«Мы считаем, что ожидаемое изменение глобальной экономической ситуации в мире потребует объединения усилий всех участников логистического рынка для организации наиболее безопасной и оптимальной схемы доставки грузов наших клиентов. Мы готовы к укреплению нашего взаимодействия с участниками рынка, а также готовы в новом формате участвовать в совещаниях производителей по вопросам международных перевозок и обсуждать любые задачи, даже если подобные совещания будут проводиться удалённо по зуму, скайпу, вотсапу, либо с помощью любых других доступных средств связи», – подчеркнули в «Ди Эл Икс Эдженси Раша».
Фото: Sea Connect
Статьи по теме:
Коронавирус и отрасль: терминалам нужна господдержка
Коронавирус и отрасль: логисты о работе в новых условиях