19-20 сентября SeaNews провел в Петербурге Первую Международную конференцию «FREIGHT.DIGITAL 2019: ЦИФРОВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК». Двухдневное B2B/B2G мероприятие прошло под эгидой Евразийской экономической комиссии и Российского союза промышленников и предпринимателей, собрав ведущих участников рынка как из России, так и из-за рубежа.
Спонсором конференции выступило ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург».
Партнером конференции стал Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Первая сессия была посвящена проблемам и перспективам формирования национального единого окна и морского единого окна и сложившейся в этой области мировой практике.
Заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Максим Асаул рассказал о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов Евразийского экономического союза и о тех вопросах, которые на этом пути приходится решать.
Директор проекта Single Window группы «Морской Экспресс» и представитель Национальной Ассоциации морских агентов в Москве Владимир Коростелев акцентировал внимание собравшихся на разнице между «единым окном» и Port Community System – а также на разнице в выстраивании алгоритма контроля грузов и судов в России и за рубежом.
О зарубежной практике подачи информации для контрольных органов рассказали председатель Международной Ассоциации систем портовых сообществ (IPCSA) Ханс Рук и генеральный директор Международной Федерации национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов (FONASBA) Джонатан Уильямс. Дж.Ульямс вручил сертификат качества FONASBA агентирующей компании Economou International Shipping Agency.
Секретарь СЕФАКТ ООН Лэнс Томпсон представил видеодоклад на тему «Гармонизация и упрощение административных процедур на основании международных рекомендаций и стандартов электронного обмена данными СЕФАКТ ООН» (а видеоформат понадобился по той причине, что сам докладчик не успевал получить визу, что присутствовать лично – это к вопросу об упрощении административных процедур).
Опытом оптимизации операций в морских портах за счет использования информационных технологий поделился генеральный директор ООО «Ролис» Евгений Майсон.
В заключение первой сессии об инновациях в области таможни для развития онлайн-торговли рассказал таможенный атташе посольства Королевства Бельгии в России Робин Махилс (кстати, в порту Антверпен, который обрабатывает в год порядка 11 млн TEU только контейнерных грузов, работает всего 68 сотрудников таможни).
Вторую сессию открыл еще один докладчик из Бельгии – менеджер портовых проектов порта Антверпен Филипп Друсбеке, рассказавший о цифровой стратегии порта и об инновационных решениях, которые применяются в Антверпене для мониторинга и прогнозирования ситуации на дорогах, подходных каналах и у причалов. Он также поделился новостью – на следующей неделе в Антверпене запланировано тестирование использования дронов для решения нескольких задач разного типа, от выявления нефтеразливов до доставки лекарств.
Александр Филипсен, бизнес-менеджер Containers – Shortsea Администрации порта Роттердам, рассказал о том, как реализуется в Роттердаме стратегия по переходу к цифровому порту – Port Forward, а также о тех цифровых продуктах, которые разработаны и применяются в Роттердаме, такие как Boxfinder, Navigate и Pronto, и которыми Администрация порта готова делиться с другими портами – например, с Гданьском.
А бизнес-консультант Portbase Мейс ван дер Виль объяснил, как работает один из первых (если не самый первый) и один из самых успешных проектов Port Community System, о масштабах которого красноречиво говорят следующие цифры: 250 миллионов добавленной стоимости, 4200 организаций, более 100 миллионов транзакций.
О внедрении механизма «единого окна» в финских портах на основе системы PortNet рассказала специальный советник Финской ассоциации транспорта и связи Traficom Катарина Калати. Кстати, именно финская система считается наиболее продвинутой – и наиболее близкой к идеалу «единого окна», однако и она, как стало ясно из доклада, находится в процессе развития и многое еще только предстоит сделать.
Реализации пилотного проекта TradeLens в России был посвящен совместный доклад коммерческого директора Tradelens A.P.Moller-Maersk Николаса Буманна и генерального директора ФГУП «Морсвязьспутник» Андрея Куропятникова. Напомним, летом этого года был подписан трехсторонний Меморандум о взаимодействии по запуску пилотного проекта по внедрению блокчейн-платформы TradeLens на базе Большого порта Санкт-Петербург между министерством транспорта РФ, A.P. Moller-Maersk и ФГУП «Морсвязьспутник».
Отдельной темой в рамках конференции стала юридическая безопасность цифровых технологий. На перспективах внедрения и юридической защите смарт-контрактов в системе морских грузоперевозок остановилась доктор юридических наук, председатель коллегии по спорам в сфере цифровой экономики Арбитражного центра при РСПП, директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО (У) МИД России Элина Сидоренко.
Эдуард Кузнецов, партнер рижского Marine Legal Bureau, привел реальные случаи кибермошенничества в судоходной отрасли и дал советы, как не стать жертвой преступников.
А Ольга Иокша, юрисконсульт агентства страховых посредников «Нарвские ворота», сделала обзор страховых киберрисков.
Традиционно большой интерес аудитории вызывают темы, связанные с взаимодействием с таможенными органами. Нынешняя конференция не стала исключением.
О том, как идет внедрение электронного документооборота в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов и об опыте внедрения обязательного предварительного информирования на морском транспорте, рассказал начальник Балтийской таможни генерал-майор таможенной службы Сергей Сенько.
Как осуществляется электронный документооборот на терминалах Большого порта Санкт-Петербург на примере КТСП и какие проблемные вопросы при этом возникают рассказал коммерческий директор ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» Игорь Пухов.
Позицию линий представили генеральный директор «Юнифидер СПб» Андрей Андреев и директор по развитию «Эконому Интернешнл Шиппинг Эдженси Лимитэд» Игорь Мурзаев. Они рассказали, как работает на данный момент система предварительного информирования на Балтике и в Новороссийске, с какими проблемами и недоработками сталкиваются агенты при предварительном информировании, а также и сформулировали предложения по доработке самой системы и оптимизации нормативной базы в целом.
Кстати, временной эффект от внедрения обязательного информирования, по информации участников рынка, составляет всего 15 минут – если раньше оформление судна занимало два часа, то теперь – 1 час 45 минут. Сколько это в деньгах, каждый может подсчитать самостоятельно, исходя из того, что средняя ставка тайм-чартера составляет около 20 тыс. евро в день.
С позиции грузовладельцев выступила президент Ассоциации импортеров плодоовощной продукции Ирина Капитанова, которая рассказала о том, каких изменений в ближайшее время нужно ждать участникам этого рынка в плане организации взаимоотношений с регулирующими органами.
Завершился первый день конференции панельной дискуссией с участием всех докладчиков.
Второй день по традиции был выездным и совмещал деловую и культурную программу. С утра делегаты отправились на «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», где своими глазами могли увидеть, как развивается самый динамичный – и самый успешный с точки зрения контейнерооборота – терминал Большого порта Санкт-Петербург.
Продолжилась программа экскурсией «Морская столица» по рекам и каналам Петербурга.
А завершился день праздником закрытия фонтанов в Петергофе, на котором участники конференции стали зрителями уникального мультимедийного шоу, посвященного императрице Екатерине Великой.
Информационные партнеры конференции:
Таможенные новости
ПроВЭД Медиа