О цифровой трансформации, какие вызовы в связи этим стоят перед транспортной отраслью говорил заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов на панельной дискуссии «Единая транспортная платформа» на 12-м международной форуме и выставке «Транспорт России».
«Транспортная сфера – это идеальный объект для цифровой трансформации, который имеет огромный, до 35% потенциал роста экономической эффективности», – сказал М.Акимов и привел примеры цифровизации процессов в отрасли. «В этом году администрация морского порта Сингапур завершила очень амбициозный проект: создание терминальной инфраструктуры для перевалки 34 млн TEU в год, – сказал он. – Какой шаг следующим сделала администрация порта? В этом году, торжественно завершив строительство, она приступила к перемещению этих терминальных мощностей на новую площадку, для того, чтобы создать в новом районе абсолютно новый порт на 62 млн TEU. Пилотный участок порта Шанхай с помощью 16 операторов переваливает 4 млн TEU с помощью 80 беспилотных платформ. Единственная технологическая задача, над которой бьются сейчас эти люди – как, с учетом того, что положение судна у причальной стенки не всегда стабильно, без помощи оператора снимать контейнер, ставить его на платформу, а потом с помощью математической модели точно выставлять на автомобильную платформу».
«Есть три вещи, которые убивают четвертую – масштаб, скорость и точность, – продолжил М.Акимов. – Они убивают маржинальность. Существует вызов слома старых бизнес-моделей и создания новых, основанных на обработки данных, принципиально меняющих роли игроков и распределение стоимости в отрасли».
«Что нам предстоит сделать? Во-первых, транспортная отрасль должна попрощаться с «видами транспорта» и поздороваться с «грузом и пассажиром». Только так мы сможем создать бесшовную интермодальную модель без документов в их привычном виде. Это зона зрелых технологий, которая может серьезно продвинуть к грузу и потребностям того, кто этот груз производит или поглощает», – отметил зампредседателя правительства.
Второй вызов – это включенность в глобальные транспортные коридоры. «То, что мы должны сделать, – договориться с нами партнерами по ЕАЭС по трансграничном пространстве доверия, которое поможет сделать бесшовными модальные перевозки. Это минимум, – подчеркнул М.Акимов. – Одна из наших задач – завершить ее в разумные сроки».
«Мы говорим о единой цифровой платформе, а что это такое – это один оператор? Новая цифровая монополия? Сегодня мир принадлежит большим игрокам, которые занимаются в общем-то созданием новой рыночной власти, доселе невиданной, – сказал М.Акимов. – С другой стороны, мне кажется, что монополизация рынка данных, приватизация технологических стандартов не позволят развиваться цифровой экономике и транспортной отрасли в России. Транспорт – очень уязвимая отрасль в части создания монополий. Мы должны создать нормативную среду, не допускающую монополий, которые вредят цифровому развитию».
Еще один серьезный вызов, на который правительство должно ответить и обязательно сформулировать правила игры и подходы, по мнению М.Акимова, – это недискриминационный доступ к данным и четкие правила антимонопольной политики. Также крайне важны правильная технологическая структура и правильные развернутые инновационные стратегии стержневых компаний отрасли. «Лидерами цифровой трансформации должны быть лидеры отраслей. Ключевые сюжеты нашей деятельности в ближайшие годы состоят именно в этом», – сказал он.
“Создать бесшовную интермодальную модель без документов в их привычном виде” помешают Минтрансу прежде всего сами чиновники Минтранса плюс другие государственные контрольные органы на границе со ссылкой на действующие нормы права.
К примеру, Таможенный кодекс ЕАЭС оперирует «бумажными» категориями из прошлого века: “товар”, “документы и сведения”, “предварительное информирование”, предшествующее «представлению документов и сведений» при «прибытии товаров». При этом и в ТК ЕАЭС, и в других НПА, отсутствуют сами понятия “груза” (!), о котором говорит М. Акимов. Также в НПА отсутствуют понятия “данных”, “электронного обмена данными”, механизма “единого окна”. При этом ФТС продолжает генерировать бумажные «формы документов», и на их основе «структуры» и «форматы электронных документов», доведя уже количество этих форматов до полутысячи.
И, если отечественные чиновники не отличают груза от товара, а «сведений» от элементов данных (основа Цифровой экономики), то практика внедрения «бесшовных информационных технологий» будет напоминать попытки преподавания астрономии папуасам.