Продолжаем славные традиции (см. наш предыдущий прогноз, данный в 2016 году на 2017-2018 годы ) и даем прогноз контейнерооборота российских портов на 2019-2021 годы.
На этот раз мы осмелели и решили заглянуть немного дальше – и, если честно, очень хотели бы ошибаться….
Напомним, что данный нами в 2016 году прогноз контейнерообороота портов РФ на 2017-2018 годах полностью оправдался (ниже слайд их нашего доклада 2016 года с прогнозируемыми и фактическими цифрами).
Начнем с прогноза на текущий 2018 год.
По итогам первых 9 месяцев 2018 года достигнут контейнерооброт в объеме 3,812 млн TEU, что на 11,8% больше аналогичного показателя 2017 года, когда было обработано 3,408 млн TEU.
Соответственно, при сохранении такой же динамики до конца текущего года мы бы прогнозировали по итогам 2018 года 5,169 млн TEU, однако в связи с повышением в 2019 году НДС до 20% возникает маленький экономический нюанс – импортёрам выгодно поторопить все поставки и успеть завезти как можно больше товара в этом году с тем, чтобы успеть заплатить так называемый таможенный НДС еще по ставке 18%.
Свежие данные контейнерооброта по сентябрю это полностью подтверждают – сентябрь 2018 года растет по отношению к сентябрю 2017 года на внушительные 22%. Мы прогнозируем сохранение этой динамики до конца года.
Таким образом, наш прогноз на весь 2018 год – 5,29 млн TEU, что соответствует показателям 2014 года, но ниже нашего предыдущего прогноза на 2018 год в 5,46 млн TEU, который мы давали в 2016 году.
Тенденции и наблюдения, которые подтвердились
Прежде, чем перейти к 2019 году и далее, напомним о важных тенденциях, которые мы прогнозировали и озвучивали в своем докладе 2016 года и которые полностью подтвердились:
- Увеличение длительности кризиса в 2 раза: если в после кризисного 2009 года в 2010 году сразу начался рост, то после кризиса 2015 года рынок еще год топтался на тех же уровнях. То есть, по сути, кризис длился весь 2015 и 2016 годы.
- Замедление темпов восстановления рынка контейнерных перевозок после кризиса 2015-2016 годов по сравнению с кризисом 2009 года, причем замедление существенное – двукратное. Если после кризиса 2009 года рынок в первый же послекризисный (2010) год вырос на 38,8%, то по итогам 2017 года мы имеем прирост только 15,8% к уровням кризисного 2016. Таким образом, восстановление замедлилось более чем в 2 раза. Это важный – и тревожный показатель.
- Полная корреляция провалов индекса потребительской уверенности Росстата с сильным падением объемов контейнерных перевозок (см. график ниже) – минимум индекса соответствует минимумам контейнерооборота. В своем докладе 2016 года мы убедительно доказали, что индекс потребительской уверенности является упреждающим индикатором рынка контейнерных перевозок.
Простыми словами – экономика явно стала более инертной, тяжелой и неповоротливой, «придавленной», это же демонстрирует и график потребительской уверенности, который с отметки -13 в первом квартале 2009 года бодро прыгнул на отметку -7 уже во втором квартале 2010 года (за 1,25 года), а теперь медленно и натужно с -30 в первом квартале 2016 года дополз до отметки -8 только в первом квартале 2018 (за 2 года).
Стоит отметить что показатели индекса потребительской уверенности за третий квартал 2018 года резко обвалились до -14 и, видимо, будет снижаться и дальше в четвертом квартале 2018 и первом квартале 2019 года. Лишний раз говорить о причинах такого поведения индекса не будем – они и так всем известны.
Резкое снижение индекса потребительской уверенности в четвертом квартале 2018 года на фоне его медленного, но верного роста на протяжении последних двух лет является главным фактором того, что в 2019 году на рост контейнерооборота по сравнению с 2018 годом рассчитывать, видимо, не приходится.
Что будет в 2019?
Если кратко – стагнация и, ближе концу года, снижение контейнерооборота.
Обратимся к графику индекса потребительской уверенности – обратите внимание на «полку относительной стабильности» индекса с первого квартала 2010 по третий квартал 2014 года (примерно 4,5 года), которой соответствуют рост и стабилизация контейнерооборота.
Теперь посмотрите на медленное карабканье индекса с первого квартала 2016 по первый квартал 2018 года и его падение уже в четвертом квартале 2018.
Поэтому мы обоснованно предполагаем, что период «стабильности и роста» контейнерооборота будет заметно, примерно в те же два раза короче, чем после кризиса 2009 года, когда он продлился примерно 5 с половиной лет, если учесть, что рынок стабилизировался и начал расти в 2017 году. Таким образом, мы ждем падения рынка (отсчитаем примерно 2,75 года) примерно в третьем-четвертом квартале 2019 года.
Однако не будем слишком отчаиваться – в силу замедления общей динамики рынка падение уже не будет таким глубоким, как -25,5% в 2014-2015 годах, а составит примерно -12% на период 2019-2020, что даст нам по итогам 2019 года цифру в 5,18 млн TEU.
То есть, на 2019 год придется примерно 2% от падения, остальные 10% «примет» 2020 год, который мы прогнозируем на уровне 4,67 млн TEU.
Рискнем заглянуть в 2021/2022?
В 2021 году контейнерооброт будет топтаться на тех же уровнях, что и в 2020. А в 2022 начнет постепенно идти вверх – скорее всего, в очень замедленном темпе – и к 2024 году в лучшем случае достигнет показателей 2018.
А уж с 2024 года и далее можно надеяться на более существенные – и позитивные изменения.
P.S. Лучше бы мы ошибались…