ДВ рос, растет и расти будет

ДВ рос, растет и расти будет

  • Анализируем причины и делаем прогноз

    В апреле-мае 2016 года наметилась тенденция, которая сейчас уже стала очевидной, к росту доли Дальневосточного бассейна в суммарном контейнерообороте российских морских портов. При этом доля контейнерооборота Балтийского бассейна в процентном выражении снижается, хотя и растет в абсолютных показателях. Часть грузов перенаправляется из портов Балтийского бассейна в порты Дальнего Востока.

    Факторы роста

    Только цифры

    Наш прогноз

    Факторы роста

    Ранее наши эксперты выделяли следующие факторы роста контейнеропотока через дальневосточные порты:

    • увеличение потребительского спроса,
    • приход в регион крупных торговых сетей,
    • рост экспорта за счет изделий из дерева, рыбной продукции и макулатуры,
    • рост импорта за счет запчастей для транспортных средств и продукции машиностроения, метизов и пищевой продукции,
    • контейнеризация новых видов грузов, в частности, зерна,
    • более дешевый в сравнении с доставкой через Санкт-Петербург морской фрахт и сокращение наземного плеча до Центрального региона, а также развитие контейнерных поездов.

    Кроме того, стоит отметить развитие транзитных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», ориентированных на грузопоток из Китая в Китай, а также в Южную Корею и Японию.

    Что касается влияния на контейнерооборот статуса Свободного порта, который получил Владивосток, то оценить его в теусах пока сложно.

    Только цифры

    Рассмотрим подробнее импорт/экспорт за 2015-2017 годы и обратим внимание на динамику долей бассейнов в общем российском контейнерообороте.

    По данным нашего онлайн-сервиса ПОРТСТАТ, по итогам 11 месяцев 2017 года импортный контейнеропоток через морские порты РФ увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 17,07% и составил 1 773 717 TEU. Экспорт вырос на 17,18% до 1 746 324 TEU.

    При этом наибольший рост импорта контейнеров по итогам 11 месяцев 2017 года наблюдался в Дальневосточном бассейне – на 39,33% к аналогичному показателю 2016 года. Импорт контейнеров через порты Дальнего Востока составил 415 417 TEU.

    Контейнерный экспорт в Дальневосточном бассейне вырос на 32,63% до 403 091 TEU.

    В Балтийском бассейне импорт вырос на 9,68% до 1 034 828 TEU, экспорт – на 12,03% до 1 009 647 TEU.

    В Азово-Черноморском бассейне импорт вырос на 19,63% до 320 285 TEU, экспорт – на TEU 18,28% до 331 514 TEU.

    Импорт, 11 месяцев 2015 год 2016 год 2017 год 2016/2015, % 2016/2015, TEU 2017/2016, % 2017/2016, TEU
    Балтийский бассейн 912 760 943 497 1 034 828 3,37% 30 737 9,68% 91 331
    Азово-Черноморский 262 807 267 723 320 285 1,87% 4 916 19,63% 52 562
    Арктический 4 193 4 781 2 288 14,02% 588 -52,14% -2 493
    Дальневосточный 310 321 298 152 415 417 -3,92% -12 169 39,33% 117 265
    Каспийский 996 880 899 -11,65% -116 2,16% 19

    Экспорт, 11 месяцев 2015 год 2016 год 2017 год 2016/2015, % 2016/2015, TEU 2017/2016, % 2017/2016, TEU
    Балтийский бассейн 902 564 901 258 1 009 647 -0,14% -1 306 12,03% 108 389
    Азово-Черноморский 266 927 280 290 331 514 5,01% 13 363 18,28% 51 224
    Арктический 3 085 3 935 1 235 27,55% 850 -68,61% -2 700
    Дальневосточный 330 621 303 925 403 091 -8,07% -26 696 32,63% 99 166
    Каспийский 872 827 837 -5,16% -45 1,21% 10

    Стоит отметить, что наибольший объем в суммарном контейнерообороте портов Дальнего Востока традиционно приходится на каботаж. По итогам 11 месяцев 2017 года его доля составляла 35,11% всего переваленного объема, или 474 822 TEU – на 8,33% больше, чем было перевалено за 11 месяцев 2016 года. Впрочем, доля каботажа в последние годы снижается: в 2017 году она меньше, чем и в 2016, когда на каботаж приходилось 40,39%, и в 2015 (36,7%).

    Наш прогноз

    В апреле-мае 2016 года наметился процесс перераспределения контейнерных потоков с Балтийского бассейна на Дальневосточный, и на текущий момент мы имеем уже сложившуюся тенденцию.
    Именно из-за этого оборот Балтики растет не такими темпами, какими бы мог, так как часть грузопотока переориентируется в пользу Дальнего Востока.

    Наш прогноз на 2019 год: тенденция роста контейнерооборота на Дальнем Востоке продолжится, и доли Балтийского и Дальневосточного бассейнов практически сравняются.

    Наши ожидания: доля Дальневосточного бассейна в 2019 году составит порядка 37-39%, доля Балтийского бассейна – 43-45%.

    Это может произойти при условии, а) если сохранятся (а, в идеале, улучшатся) благоприятные для Дальнего Востока факторы и б) если дальневосточные терминалы сумеют эти объемы переварить – на действующей ли инфраструктуре или, если груз пойдет, на новых мощностях – которые еще предстоит создать.

    Не стоит также забывать, что основную долю контейнерооборота дальневосточных портов составляет – и в ближайшем будущем будет сохранять каботаж, а его динамика обусловлена внутренним потреблением.


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    02.08.2018
    Сохраняющееся отсутствие турецких покупателей на рынке привело к корректировке фрахта на отгрузки из портов […]
    09.04.2018
    Погрузка экспортных грузов через российские порты на сети РЖД за первый квартал 2018 года […]
    01.02.2018
    На 4 неделе года фрахтовые ставки на Балтике и в североевропейском регионе на перевозку […]
    28.05.2018
    И консолидированный убыток за квартал
    09.02.2018
    На 5 неделе года фрахтовые ставки на Балтике и в североевропейском регионе на перевозку […]
    24.10.2018
    По итогам 8 месяцев 2018 года ввоз мясо-молочной продукции на территорию РФ снизился.  Так, […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.