Выступая на 5-й международной выставке ТРАНСТЕК-2016, директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев рассказал об изменениях в законодательстве в отношении морского транспорта и внутренних водных путей. «2016 год, – отметил он, – достаточно урожайный на разработку и принятие нормативно-правовых актов в области морского транспорта. Они имеют концептуальный характер и раскрывают новые возможности в развитии морского и в большей степени внутреннего судоходства».
В этом году было принято четыре федеральных закона в области морского и внутреннего водного транспорта. Важнейшие поправки были приняты в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Согласно одной из поправок, на региональном уровне появляется возможность создавать внутренние водные пути в интересах региона. По мнению В.Клюева, это одно из принципиальных нововведений. «Теперь совершенно легитимно появляется возможность на региональном уровне создавать внутренние водные пути, а также инвестировать и содержать судовые ходы и инфраструктуры внутренних водных путей, расположенных в границах соответствующего субъекта РФ. Это серьезный прорыв, над которым работали несколько лет».
Этим же законом дается возможность приватизации неиспользуемого федерального имущества. Причалы, гидротехнические сооружения могут находиться в частных руках, но при условии того, что до этого федеральная собственность не использовалась или использовалась крайне неэффективно.
Также в этот закон внесен ряд поправок в систематизацию судовых документов. «Поправки не так заметны, на первый взгляд, но они крайне важны, – сказал В.Клюев. – Мы убрали лишние судовые документы, таким образом уменьшив их количество и упростив многие формальные процедуры».
Этим же законом введено новое понятие в отношении того, что находится на реке. Если раньше все называлось судами, что вызывало коллизии, например, когда речь шла о дебаркадере, то теперь дебаркадеры, как и плавучие причалы, наплавные мосты, плоты, понтоны и другие технические средства подобного рода подведены под понятие «плавучий объект».
В.Клюев также рассказал о системе преференций, которая направлена на обновление флота. Финансовые механизмы разработаны на длительный срок. Это и субсидирование процентной ставки, и судовой утилизационный грант, и схема лизинга. «Все это в комплекте дает основание полагать, что в ближайшее время новые суда появятся на внутренних водных путях. Тем самым это придаст статус водным внутренним путям, которые они заслуживают», – считает В.Клюев.
Закончился переходный период по поправкам в ПДНВ, и с 1 января 2017 года вступают в силу новые требования к подготовке и дипломированию моряков. Эти поправки вызвали ажиотаж. «Со всех сторон я слышу, что с 1 января моряки должны будут поменять дипломы. Смею вас заверить, что российские моряки этот переход не заметят: все мероприятия были приняты и нормативно-правовые акты были утверждены. Все дипломы, которые выдают в течение последних пяти лет, полностью соответствуют правилам», – заверил В.Клюев.
В ближайшее время Минтрансу предстоит разработать правила регистрации линий в связи с принятием закона о линейном судоходстве. По словам В.Клюева, готов ко второму чтению в Госдуме законопроект, регулирующий портовую деятельность. Там же находится законопроект по пересмотру понятия каботажа. «Мы предложили законодателю считать каботажем перевозки из любой юрисдикции Российской Федерации в любую юрисдикцию Российской Федерации с вытекающими последствиями: не надо оформлять таможню, пограничников, не надо регулировать порядок с точки зрения заграничного рейса, – пояснил В.Клюев. – Но возникает и другая сторона, поскольку каботаж – это прерогатива российского флага, мы создаем преференции по налогам, по оформлению документов. Это наша стратегия – создавать максимально комфортные условия для своего флага. В этой связи есть еще один законопроект о закреплении за российским флагом права перевозки грузов, добытых на территории Российской Федерации».