Сегодня Новороссийский морской торговый порт отмечает юбилей — ему исполняется 170 лет.
Коллектив SeaNews от всей души поздравляет с этим замечательным событием всех, кто работает в Новороссийском морском торговом порту сейчас или трудился здесь раньше. Ведь главное в порту – это не причалы и краны, а люди. Мы желаем всем бывшим и нынешним (и будущим) сотрудникам порта новых профессиональных успехов и дальнейшего процветания.
Отсчёт истории порта идет с 30 июня 1845 года, когда император Николай I повелел открыть в Новороссийске порт. «…Государь Император Высочайше повелеть соизволил: Открыть в Новороссийске на северо-восточном берегу Черного моря порт для приема приходящих из-за границы судов Российских и иностранных…», — говорилось в указе.
В 1846 году порт посетили 102 российских и 17 иностранных судов. В те годы порт экспортировал рожь, пшеницу, мед, рыбу, табак, сахар.
Во времена российской империи порт стал основным центром экспорта зерна (сюда шли зерновые грузы с Дона, Поволжья, Ставрополя и Кубани) и нефти — к востоку от пристаней Владикавказской железной дороги находилась пристань нефтепромышленного общества «Русский стандарт», служившая специально для отправки нефти и оборудованная чугунным нефтепроводом. С 1894 года, с развитием нефтяной промышленности в районе города Грозный, экспорт нефти возрастает.
В советскую эпоху произошла национализация порта. В 1939 году грузооборот порта составил 1,8 млн. тонн.
В 1957 году порт приступил к реализации масштабной инвестиционной программы: строительство причалов в Западном и Центральном районах, нефтяного причала Шесхарис, морского вокзала и пассажирского терминала. Первый танкер на нефтяном терминале Шесхарис был загружен в 1978 году.
1992 год стал годом кардинальных перемен — произошла приватизация Новороссийского морского торгового порта, в результате которой было создано открытое акционерное общество с участием государства, частного капитала и коллектива портовиков.
В 2006 году НМТП консолидировал акции большинства стивидорных компаний Цемесской бухты.