По пути следования Сапсана из Москвы в Санкт-Петербург, минут через пять после отправления с правой стороны можно увидеть контейнерный терминал, расположенный на станции Ховрино, где круглосуточно ведется работа по погрузке и выгрузке контейнеров. Особенно впечатляет панорама ночью, когда в свете прожекторов погрузчики переносят и складируют, как кубики друг на друга, огромные контейнеры известных морских линий, таких как Maersk, MSC, CMA CGM, APL…
Совсем недавно здесь был сортировочный парк, состоящий из 17 путей, который не использовался по назначению уже более десяти лет.
Идея создания терминально-логистических центров в Москве назревала давно, предложения высказывались еще в 2006 году, однако реализовать их не удалось.
Инициатором создания терминально-логистического центра «Ховрино» выступило ОАО «РЖД», а инвестором инфраструктурного проекта стала компания «Логистика КС».
В рамках формирования и реализации Программы развития Московского транспортного узла была создана Дирекция Московского транспортного узла и рабочая группа, в которую вошли специалисты ОАО «РЖД», Департамента транспорта столицы, научные работники профильных институтов, руководители транспортных предприятий, сотрудники контролирующих и исполнительных органов города Москвы. Была проведена огромная работа по анализу существующей транспортной обстановки в городе, составляющие и направления основных грузопотоков, точки их формирования и назначения. Проанализирована работа всех московских грузовых дворов (Павелецкая, Кунцево, Октябрьская, Рязанская товарная и т.д.) которые расположены в границах малого кольца Московской железной дороги в центре города.
По результатам исследований была актуализирована Генеральная схема развития московского железнодорожного узла, в которой ключевым направлением формирования новой, современной грузоперерабатывающей инфраструктуры стало создание четырех многофункциональных терминально-логистических центров (ТЛЦ) с распределительными центрами и складскими комплексами, возможностью проведения таможенной очистки грузов и необходимой железнодорожной инфраструктурой, способной обрабатывать контейнеры, прибывающие в составе контейнерных поездов. Это даст возможность, во-первых, пропускать крупнотоннажные грузы по железной дороге, а не автотранспортом, снизить пробки на подъездах к городу и нагрузку на федеральные трассы на северо-западном направлении и в первую очередь на направлении Санкт-Петербург – Москва, складировать, сортировать, формировать товарные партии и доставлять малотоннажным транспортом в торговые точки города и области. Во-вторых, проект не только сократит затраты времени на доставку грузов потребителям, но и положительно повлияет на экологическую ситуацию в городе. И, в-третьих, современная инфраструктура позволит расширить перспективы привлечения дополнительных грузопотоков, повышая тем самым конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
В Генеральную схему развития московского железнодорожного узла, вошли четыре объекта: два совершенно новых ТЛЦ «Ховрино» и «Люблино» и два ТЛЦ «Кунцево II» и «Северянин» в рамках реконструкции старых грузовых дворов московской железной дороги. Проекты планировки территорий будущих ТЛЦ разрабатывает Москомархитектура, границы земельных участков были утверждены на ГЗК в январе 2014 года.
Программа развития Московского железнодорожного узла рассчитана до 2020 года. ТЛЦ «Ховрино» стал пилотным проектом, по его опыту будут в дальнейшем создаваться остальные центры. Несмотря на то, что еще не построен складской комплекс, первоначальная грузовая структура помогла разгрузить центр, до 30% грузовых автомобильных потоков были выведены из центра города благодаря тому, что ТЛЦ «Ховрино» расположен в непосредственной близости от МКАД и работает в круглосуточном режиме.
Мы побывали на уже действующем терминале «Ховрино». Работы по обработке контейнеров идут полным ходом. Как рассказывает генеральный директор ООО «Логистика КС» Павел Белкин, после длительных переговоров, согласования имущественных вопросов, получения технических условий на путевое развитие и подписания договора аренды на земельный участок, практические работы по реализации проекта ТЛЦ «Ховрино» начались только в начале 2013 года. За год была проделана колоссальная работа по благоустройству территории – вывезен и утилизирован весь мусор, полностью проведена реконструкция, демонтированы пути, сделано твердое покрытие площадки для хранения контейнеров с применением новых технологий укладки бетона и специальной обработкой покрытия от износа. Уже к декабрю 2013 года было оборудовано 70% от общей площади.
Ховрино – это большой сортировочный узел, который находится на стыке Октябрьской и Московской железных дорог, протяженность станции 4,5 км, она включает два остановочных пункта. Место для строительства контейнерного терминала выбрано очень удачно. Для работы с контейнерными грузами из 17 путей старого сортировочного парка оставили и реконструировали три, с одной стороны площадки два пути по 850 метров каждый, рассчитанные на 57 условных вагонов, и один с другой стороны, длиной 1180 метров рассчитанный на 71 условный вагон. Все три пути соединяются в вытяжку, через которую можно осуществлять маневровые работы без выезда на станционные пути. Зона хранения контейнеров вмещает 7 тыс. TEU. Одновременно на терминале могут обрабатываться два поезда с гружеными контейнерами, а на третьем пути можно осуществлять погрузку порожняка.
26 января 2014 года в Ховрино прибыл первый контейнерный поезд из порта Усть-Луги. А к концу года терминал обработал 232 контейнерных поезда и 34 тыс. TEU.
В декабре 2014 года было полностью завершено обустройство контейнерной площадки. Открыт и оборудован склад временного хранения (СВХ). На сегодняшний день это уже окончательно сформировавшийся объект, способный обрабатывать до 6 контейнерных поездов в сутки. Терминал оснащен 36 розетками для подключения рефрижераторных контейнеров, что позволяет принимать и размещать на хранение низкотемпературные и скоропортящиеся грузы.
Обработка поезда происходит очень быстро и по своей технологичности не имеет аналогов в России, за основу был взят европейский опыт. Вся процедура от прибытия контейнерного поезда на станцию Ховрино и до его отправки занимает не более 8 часов. А между ними – коммерческие операции на станции, подача поезда на подъездной путь, осмотр вагонов, погрузо-разгрузочные операции, приемка погрузки, прием и сдача контейнеров охране, оформление документов. Сейчас, в среднем в сутки обрабатывается 1,5—2 поезда.
Численность штата со всем управлением составляет 42 человека. Здесь работают профессионалы с многолетним стажем в данной области. Операции на терминале ведутся круглосуточно, без выходных и праздничных дней. В смене работают 6 человек: 2 водителя, 2 приемосдатчика, 2 диспетчера. Для работы созданы все условия: раздевалки, душевые, комната для приема пищи. В диспетчерской и на постах охраны ведется круглосуточное видеонаблюдение. Есть специалисты, которые занимаются профессиональным ремонтом контейнеров (замена фурнитуры, ручек, дверей, ремонт полов и т.д.). На прилегающей территории оборудована площадка для ожидания погрузки/выгрузки более чем для 40 машин, на ней проверяются документы, осматриваются контейнеры, проводится инструктаж водителей, дальше машины проезжают в рабочую зону.
На площадке работают современные погрузчики Kalmar (www.kalmarglobal.ru). В 2013 году с ООО «Карготек РУС», дочерней компанией финской корпорации Cargotec, которая владеет заводами по производству техники Kalmar, был заключен контракт на приобретение пяти ричстакеров грузоподъемностью 45 тонн для перегрузки груженых контейнеров и грузоподъемностью 15 тонн для работы с порожними контейнерами. Почему выбор пал именно на этого производителя, П.Белкин объяснил так: «Kalmar мы выбрали не случайно, серьезно подходили к этому вопросу, ведь от работы погрузчиков на терминале зависит многое, рассматривали разные варианты. Но, проанализировав и взвесив все критерии, остановили свой выбор на технике именно этой торговой марки. По производительности, надежности, маневренности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также оперативной и качественной сервисной поддержке Kalmar полностью отвечает нашим требованиям».
По расположению станции Ховрино перевозка контейнеров ориентирована на Северо-Западное направление. Но на сегодня грузопотоки идут не только из Петербурга, Риги, Таллина, но и с Дальнего Востока. Один раз в пять дней оттуда приходит поезд с импортными грузами из Китая, Вьетнама, Малайзии, Тайваня. В основном это товары народного потребления, продукты питания, оборудование, строительные материалы, техника, поступающие в Москву для нужд города и региональных потребителей.
В первом квартале 2015 года на контейнерном терминале было перевалено 15,5 тыс. TEU. В дальнейшем на ТЛЦ «Ховрино» планируется перерабатывать свыше 2 млн тонн грузов в год.
На первом этапе инвестиции в проект составили порядка 2 млрд рублей, которые рассчитывают вернуть за 7 лет.
Земельный участок под реализацию проекта ТЛЦ «Ховрино» площадью 40 га передан в аренду на 49 лет, на сегодня освоено не более 15% территории. Впереди высвобождение территории, занятой незаконными постройками и гаражами, строительство складского распределительного комплекса площадью 100 тыс. кв. м, который будет состоять из нескольких складов класса А и распределительного центра, транспортно-пересадочного узла платформы Моссельмаш, будут построены парковки и стоянки для машин, современные административно-офисные здания. Окончание строительства ТЛЦ «Ховрино» в полном объеме запланировано на конец 2017 года.