Выступая вчера на конференции TransPacific Maritime в Лонг-Биче, CEO Maersk Line Сорен Скоу рассказал, почему не сработал Daily Maersk, поделился мнением о шансах на строительство контейнеровозов 25-тысячников и объяснил, что общего у шиппинга и авиации.
Говоря о причинах неудачи Daily Maersk, он отметил, что клиенты оказались не готовы платить за более высокий уровень обслуживания. Напомним, ежедневный сервис, который линия предложила рынку в 2011 году, позиционировался как продукт премиального класса.
Что касается увеличения размера судов, то, по словам С.Скоу, с конструктивной точки зрения препятствий для строительства контейнеровозы вместимостью 25 тыс. TEU не существует. Вопрос в том, насколько практичны будут такие суда. Работать они смогут только на одном трейде между Азией и Европой и заходить только в самые большие порты. «Мы – крупнейший перевозчик в Азии, у нас доля перевозок на Северную Европу 22%. Еженедельно мы отправляем из Азии порядка 55 тыс. TEU. Если задействовать 25-тысячники, то груза хватит на два сервиса. Это будет неконкурентоспособный продукт. Нужно предлагать пять-шесть рейсов в неделю, – цитирует С.Скоу JoC. – Если рынок не начнет расти очень быстрыми темпами, то не думаю, что в ближайшее время будут строить 25-тысячники».
С.Скоу сравнил контейнерную индустрию с авиаперевозками, где с конца 60-х годов прошлого века и до недавнего времени самым большим пассажирским самолетом оставался Boeing 747, и только пять лет назад начали использовать Boeing 787. «Авиакомпании сочли, что 350-местный самолет обеспечивает оптимальный баланс между экономикой перевозок и гибкостью операций. И мы считаем, что такой же баланс обеспечивают контейнеровозы 18-тысячники».
Кроме того, существуют ограничения по производительности портов. С 2007 года средняя вместимость судов на трейде Азия – Европа выросла вдвое до 13-14 тыс. TEU, в то время как производительность терминалов увеличилась только наполовину. На практике это означает, что суда тратят на погрузку и выгрузку в портах больше времени, чем раньше. Раньше на это уходило 12 дней, теперь – 18, напомнил С.Скоу. Говоря об американском трейде, CEO Maersk Line заметил, с намеком на недавние заторы в портах восточного побережья США: «Мы не используем самый большие суда на США не потому, что они туда не пройдут, а потому, что они оттуда не выйдут». В целом, подчеркнул С.Скоу, размер судов – не главное конкурентное преимущество Maersk.