Расширение экономических связей между Европой и Азией определяется происходящими в мире интеграционными процессами и глобализацией мировой экономики. В настоящее время в мире сформировалось три центра интенсивного экономического развития — Западная Европа, Восточная Азия и Северная Америка. Объем торговли между странами Европы и странами Азии оценивается 550 млрд . долларов США Одними из крупнейших участников международного товарообмена на евроазиатском направлении, тяготеющими к Транссибу, являются Япония, Республика Корея, а также Китай. Объемы перевозок между этими странами и Европой составили в 2000г. 64 млн.т, из них контейнеропригодные грузы 26,9 млн.т, в том числе в направлении на Европу соответственно 35,4 млн.т и 15,0 млн.т и в обратном направлении — 28,7 млн.т и 11,9 млн.т. По данным Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института объемы перевозок грузов между Японией, Р. Корея, Китаем и странами Европы могут возрасти к 2010 г. в 1,5 раза, в том числе контейнеропригодные грузы в 1,7 раза. Основной объем перевозок между странами Европы и Азии осуществляется морским путем через Суэцкий канал. Острая конкурентная борьба между судоходными компаниями, оперирующими на этом рынке перевозок, привела к ускоренному обновлению транспортного флота. В эксплуатацию вводится все большее число судов-контейнеровозов вместимостью до 6-8 тыс. ДФЭ, и имеющими большие скорости, более высокую технологичность и экономичность перевозок. Срок доставки груза на этом маршруте протяжением 21 тыс. км составляет 30-35 суток со стоимостью перевозок 850 долларов США за один контейнер. Перевозки осуществляются мощными судоходными компаниями, имеющими свой флот и контейнеры, и строго по расписанию. Вместе с этим, по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб), являющейся кратчайшим сухопутным мостом между Европой и Азией, перевозится около 1% от грузопотока между странами Европы и Азии. Транссибирская железнодорожная магистраль протяженностью 10 тыс. км является одной из мощнейших в мире двухпутной и оборудованной современными видами связи и информатики на всем протяжении. С завершением электрификации участка Губерово — Свиягино магистраль на всем протяжении будет работать на электрической тяге. Пропускные и провозные способности магистрали с небольшими дополнительными затратами позволяют обеспечивать пропуск транзитного потока контейнеров 200 тыс. в ДФЭ. Максимальные размеры перевозок транзитных грузов в контейнерах по Транссибирской магистрали были достигнуты в 1981 году и составили около 140 тыс. контейнеров в ДФЭ, в основном это были грузы из Японии в страны Западной Европы. Однако после 1991 г. произошло резкое снижение этих перевозок (до 20 тыс. контейнеров). Это объясняется тем, что в 80-х годах иностранными судоходными компаниями Японии и других стран была начата реализация программы строительства крупных судов-контейнеровозов. Одновременно этими компаниями был значительно увеличен парк крупнотоннажных контейнеров. В результате себестоимость перевозок на судах контейнеровозах значительно сократилась, что привело к снижению ставок фрахта на трансокеанском маршруте в три раза. В это же время из-за отсутствия на железных дорогах России современных информационных технологий не обеспечивались требования грузовладельцев по предоставлению информации о дислокации контейнеров. Имели место хищения и несвоевременная доставка грузов. Все это привело к перераспределению объемов перевозок транзитных грузов с Транссибирского на Трансокеанский маршрут. В последние годы активно формируются и другие широтные транзитные направления в обход России: северное звено Трансазиатской магистрали (через Китай и Казахстан), Трасека (Центральная Азия — Закавказье — Европа), южное звено Трансазиатской магистрали (Центральная Азия — Иран — Турция — Европа), которые могут стать новыми конкурентами Транссибу. Это обстоятельство также вызывает необходимость в принятии неотложных мер по разработке комплекса действий по созданию конкурирующих с другими направлениями условиями перевозок по Транссибу транзитных грузов между Европой и Азией. Проблема привлечения перевозок транзитных грузов на Транссиб является комплексной и может быть решена путем осуществления мер, повышающих конкурентоспособность Транссибирского направления, основываясь на его преимуществах по сравнению с морским маршрутом. В качестве первоочередной и необходимой меры должно быть создание единого оператора контейнерных перевозок на Транссибирском направлении. В его компетенции должны войти организация, регламентация и регулирование всех аспектов работы, касающихся транспортировки грузов в контейнерах от склада готовой продукции отправителя до аналогичного склада грузополучателя. В качестве независимого единого оператора по транзитным грузовым перевозкам на Транссибирской железнодорожной магистрали предлагается ОАО «Совфрахт». ОАО «Совфрахт» имеет 70-ти летний опыт организации внешнеторговых перевозок. ОАО «Совфрахт» располагает сетью из более чем 50 агентских и экспедиторских компаний в 30 странах мира, которые на каждом участке транспортного конвейера представляют услуги: — на железнодорожном транспорте — имеет прямые договорные отношения с ЦФТО МПС России. С ноября 2001 года ОАО «Совфрахт» имеет статус компании-оператора; — в России. СНГ и странах Балтии, в Европе и Азии . ОАО «Совфрахт» имеет специализированные компании с функциями агентов и портовых экспедиторов в крупных портах. Агентские компании Общества за границей могут осуществлять маркетинговую деятельность по привлечению грузов на Транссибирскую магистраль; — на море и реках — имеет собственную систему морских судоходных линий, суда различного назначения. Обладает опытом сотрудничества с крупными морскими перевозчиками, поддерживает постоянные контакты с российскими и зарубежными судовладельцами, брокерами, экспедиторами. Создание компании-оператора Транссиба предлагается провести на базе ОАО «Совфрахт» за счет допэмиссии акций ОАО «Совфрахт» (капитализация не менее 60 млн. долларов США) на 10%-25% с включением в состав акционеров ОАО «Совфрахт», МПС Российской Федерации (РАО «Российские железные дороги»), ОАО «ДВМП» (Дальневосточное морское пароходство).
23.04.2002
Развитие российских транспортных коридоров
Новости по теме
17.09.2002
По информации МИД Украины и руководства АСК “Азовское морское пароходство”, на настоящий момент в […]
22.10.2002
22-23 ноября на Судостроительной фирме АЛМАЗ проходит совещание руководителей морских частей Федеральной Пограничной Службы […]
11.07.2002
Интервью с заместителем генерального директора по внешним связям ЗАО «Евросиб СПб» Михаилом Свердловым Михаил […]
03.01.2002
Предварительные подсчеты показывают увеличение контейнерного грузооборота в порту Гдыня на 28 тыс TEU по […]
29.03.2002
По данным Госдепартамента морского и речного транспорта Украины за 2001г., порт Южный в 2001г. […]
17.10.2002
Интервью с председателем совета директоров компании Nasdor Андреем Кобзарем Председатель совета директоров компании, как […]
Контейнерные перевозки
Показать всё
Госрегулирование
Показать всё
11.04.2025
Новая зона контроля выбросов
11.04.2025
Назначение в ФТС: начальник ГУТКПВТ
04.04.2025
Назначен начальник Астраханской таможни
03.04.2025
Назначен ВрИО руководителя Ространснадзора
Вакансии
Показать всё
16.01.2020
Вакансии в «Оверсиз» в Петербурге
11.10.2018
Требуется генеральный директор