География экспорта и импорта, направления перевозок и логистические схемы, претерпевшие существенные изменения за последние почти два года, продолжат меняться и дальше – как в связи с возникновением новых факторов риска и очагов геополитической напряженности, так и по причине усугубления уже имевших место тенденций. Как именно – и как это повлияет на стоимость и сроки доставки, прогнозирует Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.
Логистическая карта России в 2024 году продолжает меняться. Мы уже сейчас наблюдаем переориентацию морских линий из-за ситуации в Красном море. Практически все контейнерные суда изменили маршруты и идут в обход Суэцкого канала. На обход Африки, если судно идет из Юго-Восточной Азии и поворачивает сразу от Цейлона, уходит 8-9 дней.
Кроме того, далека от разрешения проблема платежей через турецкие банки, которые ужесточили политику по отношению к российским клиентам. Это, безусловно, повлияет на роль Турции как логистического хаба, объем поставок товаров турецкого происхождения сократится на неопределенное время.
В основном все это связано с геополитическими процессами в данных регионах. Влияние России в настоящее время весьма ограничено. А риски потери груза и зависших платежей заставляют российских импортеров искать новые рынки и пути доставки.
Мы ожидаем дальнейшего снижения грузопотока из Европы из-за проблем с турецкими партнерами и введения новых ограничений на границе Белоруссии – как с ЕС, так и с РФ. Это касается перевозчиков из других стран ЕАЭС. Теперь грузовым машинам из Казахстана, Кыргызстана и Армении разрешается пересекать российско-белорусскую границу только на участке Езерище – Лобок.
Кроме того, увеличение транзитного времени на доставку морским путем из Юго-Восточной Азии может спровоцировать рост спроса на железнодорожные перевозки из Китая. Увеличиваются тарифы на доставку автомобильным транспортом на данном направлении. Инфраструктура погранпереходов на маршрутах из Китая постоянно совершенствуется, введены системы электронных очередей на границе РФ с Казахстаном, Монголией и непосредственно Китаем.
В среднем срок доставки из портов южного Китая до Cеверной Европы и Санкт-Петербурга увеличился с 30 до минимум 37 дней. Кроме этого, нужно учитывать время доставки груза в порт и из порта до склада. Стоимость логистики в результате удлинения и усложнения цепочек поставок будет только повышаться. В 2024 году рост, по всем прогнозам, составит не менее 50%.
Фото: SOTA Logistic, Shipspotting / Tomasello Letterio