Дальнобойщики в дефиците

Дальнобойщики в дефиците

  • О тенденциях рынка труда в сфере грузовых автоперевозок, о причинах дефицита кадров, о том, сколько водителей не хватает и каков портрет среднего дальнобойщика в интервью SeaNews рассказал Михаил Петров, генеральный директор АО «Траффик».

    В декабре исполнительный директор Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Юрий Волков назвал дефицит кадров одним из сдерживающих факторов развития отрасли автомобильных перевозок. Насколько велик этот дефицит?

    Дальнобойщики в дефицитеВ 2022-2023 годах экономические связи в России с поставщиками из других стран были разорваны, что заставило предприятия быстро восстанавливать цепочки поставок. Сегодня на рынке мало стабильности: компании то закрывают, то открывают различные направления, что вызывает необходимость поиска новых исполнителей. Нечто подобное наблюдалось на ранних стадиях пандемии, когда границы закрылись, а спрос на перевозки резко возрос.

    В 2023 году ситуация на рынке была сложной. Хотя вопросы реструктуризации цепочек поставок и импортозамещения были в некоторой степени решены, нехватка кадров оставалась постоянной проблемой. Ожидается, что проблема сохранится и в 2024 году. По оценкам участников рынка, отрасль нуждается примерно в 60 тысячах дальнобойщиков, при этом крупные грузоперевозчики сообщают о росте дефицита с 15% до 21% за последние пять лет.

    О дефиците кадров в каких именно профессиях идёт речь? В Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов говорят о нехватке водителей магистральных тягачей, наверняка, есть и другие направления. Если говорить об абсолютных числах, то сколько на данных момент не хватает людей?

    Всего отрасль грузоперевозок нуждается примерно в 60 000 дополнительных водителях-дальнобойщиках, наибольший дефицит наблюдается в категории Е. Кроме того, обострился дефицит и в других профессиях, таких как кладовщики, грузчики и логисты. И это при том, что наша сфера постоянно оказывалась в числе профобластей с наиболее высоким спросом на специалистов.

    С чем связан дефицит? Он возник в прошлом году или имел место уже долгое время?

    Дефицит можно объяснить различными факторами, связанными с макроэкономической ситуацией в стране. Среди наиболее важных отмечу перераспределение кадров в оборонную промышленность, а также рост спроса на курьеров внутригородской доставки в сфере электронной торговли. В целом, проблема кадрового дефицита отнюдь не новая. Уже во время пандемии наблюдалось сокращение вакансий и резюме, а геополитическая ситуация усугубила ситуацию.

    Несмотря на увеличение грузопотоков и размера заработной платы, потребность в кадрах на рынке труда остается неудовлетворенной. Характер некоторых профессий, таких как грузчики, приводит к созданию конкурентного рынка труда, где сотрудники часто уходят в поисках более выгодных предложений. Они могут искать должности с лучшими условиями труда, меньшей рабочей нагрузкой и более коротким рабочим днем за ту же оплату.

    Можно с уверенностью говорить, что если в 2022 году свои условия рынку диктовал работодатель, то в 2023 произошел серьезный разворот. Теперь логистические компании уделяют особое внимание развитию HR-бренда и используют различные системы вознаграждений и бонусов для удержания сотрудников.  

    Водители в отрасли грузоперевозок – кто они, каков усреднённый портрет такого сотрудника (возраст, образование, стаж)? Упоминалось, что средний возраст – 52 года. Для мужчин в России – это солидный возраст, учитывая напряжённость работы с точки зрения здоровья. Идут ли молодые люди в эту профессию? Если нет, то почему как можно их привлечь?

    В среднем эти работники — мужчины в возрасте 35-54 лет со средним или эквивалентным образованием. У них может быть разный уровень опыта: от начального уровня до нескольких лет вождения. Однако мы заметили тенденцию к увеличению стажа работы сотрудников: у некоторых стаж достигает 30-40 лет.

    Молодые специалисты идут в эту профессию неохотно. Причины различные: это и тяжелые условия труда, и ненормированный график, и не самая высокая заработная плата, даже несмотря на тенденции к ее увеличению.

    В логистической отрасли водители стремятся максимизировать прибыль и могут уйти, если столкнутся с устаревшими процессами, ведущими к финансовым потерям или чрезмерным затратам компании. Таким образом, компании, которые могут справиться с разочарованием водителей, получают конкурентное преимущество в привлечении и удержании талантливых специалистов.

    Фото: АО «Траффик», DAF

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    24.10.2024
    Новый начальник Северо-Западной оперативной таможни
    18.01.2024
    Транспортно-логистическая группа «Монополия», оператор платформы цифровой логистики Monopoly.Online, поделилась опытом доставки необычного сезонного груза. […]
    25.06.2024
    Ставки фрахта на контейнеровозы на фоне дефицита провозных мощностей достигли рекордного уровня – 150 […]
    08.02.2024
    Особенно быстро внедряются решения, связанные с электронным документооборотом и цифровыми очередямию
    27.05.2024
    На фоне резко возросшего спроса и увеличения ставок фрахта на глобальном рынке морских контейнерных […]
    24.09.2024
    По данным Евростата, объем грузовых автоперевозок между Россией и Евросоюзом в январе-июле 2024 года […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.