Дальнобойщики в дефиците

Дальнобойщики в дефиците

  • О тенденциях рынка труда в сфере грузовых автоперевозок, о причинах дефицита кадров, о том, сколько водителей не хватает и каков портрет среднего дальнобойщика в интервью SeaNews рассказал Михаил Петров, генеральный директор АО «Траффик».

    В декабре исполнительный директор Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Юрий Волков назвал дефицит кадров одним из сдерживающих факторов развития отрасли автомобильных перевозок. Насколько велик этот дефицит?

    Дальнобойщики в дефицитеВ 2022-2023 годах экономические связи в России с поставщиками из других стран были разорваны, что заставило предприятия быстро восстанавливать цепочки поставок. Сегодня на рынке мало стабильности: компании то закрывают, то открывают различные направления, что вызывает необходимость поиска новых исполнителей. Нечто подобное наблюдалось на ранних стадиях пандемии, когда границы закрылись, а спрос на перевозки резко возрос.

    В 2023 году ситуация на рынке была сложной. Хотя вопросы реструктуризации цепочек поставок и импортозамещения были в некоторой степени решены, нехватка кадров оставалась постоянной проблемой. Ожидается, что проблема сохранится и в 2024 году. По оценкам участников рынка, отрасль нуждается примерно в 60 тысячах дальнобойщиков, при этом крупные грузоперевозчики сообщают о росте дефицита с 15% до 21% за последние пять лет.

    О дефиците кадров в каких именно профессиях идёт речь? В Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов говорят о нехватке водителей магистральных тягачей, наверняка, есть и другие направления. Если говорить об абсолютных числах, то сколько на данных момент не хватает людей?

    Всего отрасль грузоперевозок нуждается примерно в 60 000 дополнительных водителях-дальнобойщиках, наибольший дефицит наблюдается в категории Е. Кроме того, обострился дефицит и в других профессиях, таких как кладовщики, грузчики и логисты. И это при том, что наша сфера постоянно оказывалась в числе профобластей с наиболее высоким спросом на специалистов.

    С чем связан дефицит? Он возник в прошлом году или имел место уже долгое время?

    Дефицит можно объяснить различными факторами, связанными с макроэкономической ситуацией в стране. Среди наиболее важных отмечу перераспределение кадров в оборонную промышленность, а также рост спроса на курьеров внутригородской доставки в сфере электронной торговли. В целом, проблема кадрового дефицита отнюдь не новая. Уже во время пандемии наблюдалось сокращение вакансий и резюме, а геополитическая ситуация усугубила ситуацию.

    Несмотря на увеличение грузопотоков и размера заработной платы, потребность в кадрах на рынке труда остается неудовлетворенной. Характер некоторых профессий, таких как грузчики, приводит к созданию конкурентного рынка труда, где сотрудники часто уходят в поисках более выгодных предложений. Они могут искать должности с лучшими условиями труда, меньшей рабочей нагрузкой и более коротким рабочим днем за ту же оплату.

    Можно с уверенностью говорить, что если в 2022 году свои условия рынку диктовал работодатель, то в 2023 произошел серьезный разворот. Теперь логистические компании уделяют особое внимание развитию HR-бренда и используют различные системы вознаграждений и бонусов для удержания сотрудников.  

    Водители в отрасли грузоперевозок – кто они, каков усреднённый портрет такого сотрудника (возраст, образование, стаж)? Упоминалось, что средний возраст – 52 года. Для мужчин в России – это солидный возраст, учитывая напряжённость работы с точки зрения здоровья. Идут ли молодые люди в эту профессию? Если нет, то почему как можно их привлечь?

    В среднем эти работники — мужчины в возрасте 35-54 лет со средним или эквивалентным образованием. У них может быть разный уровень опыта: от начального уровня до нескольких лет вождения. Однако мы заметили тенденцию к увеличению стажа работы сотрудников: у некоторых стаж достигает 30-40 лет.

    Молодые специалисты идут в эту профессию неохотно. Причины различные: это и тяжелые условия труда, и ненормированный график, и не самая высокая заработная плата, даже несмотря на тенденции к ее увеличению.

    В логистической отрасли водители стремятся максимизировать прибыль и могут уйти, если столкнутся с устаревшими процессами, ведущими к финансовым потерям или чрезмерным затратам компании. Таким образом, компании, которые могут справиться с разочарованием водителей, получают конкурентное преимущество в привлечении и удержании талантливых специалистов.

    Фото: АО «Траффик», DAF

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    27.08.2024
    Еще 4 проходят обучение на машиниста и 68 – на помощника машиниста
    10.03.2024
    За последние 20 лет ситуация на рынке труда в сегменте транспорта и логистики с точки зрения гендерного расклада изменилась, но не существенно.
    05.03.2024
    Сталкивалась с мужским мнением, что женщина — это «беда на дороге». Однако статистика показывает, что женщины реже становятся участниками серьезных ДТП.
    12.11.2024
    Новая брендированная аудитория стала пятой по счету для «Волжского пароходства» за последние два года.
    06.03.2024
    Женщин в этой профессии сейчас больше, чем 20 лет назад.
    09.12.2024
    Руководитель ФТС России Валерий Пикалёв назначил исполняющего обязанности начальника Центральной акцизной таможни.


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.