Контейнерные линии в преддверии Китайского Нового года могут поставить контейнеровозы на прикол. Больше всего пострадает маршрут Азия – Европа, поскольку на фоне значительного снижения спроса продолжается ввод в эксплуатацию новых контейнеровозов вместимостью 24- тыс. TEU, предназначенные по бОльшей части именно для этого трейда, сообщает The Loadstar.
«В связи с этим грузоотправители обеспокоены повышенным риском для своих цепочек поставок. Действительно, после обвала прибыли в третьем квартале и в ожидании огромных убытков в четвертом квартале перевозчики находятся под давлением со стороны своих акционеров, которые требуют к началу нового финансового года улучшить показатели», – пишет издание.
«В ноябре были сданы еще четыре 24-тысячника, и попытки вывести их на маршрут Азия – Северная Европа вызвали головную боль у судовых брокеров. Проблема в том, что нам все еще приходится пытаться загрузить эти контейнеровозы. Однако спрос слабый, и это значит, что вполне будет достаточно контейнеровозов наполовину меньшей вместимости, – цитирует издание представителя одного из перевозчиков. – Я думаю, мы близки к тому, чтобы ставить на прикол контейнеровозы, как только они выходят с верфей».
Контейнерным линиям сейчас, на фоне такой ситуации и рекордно низких спотовых ставок, приходится вести переговоры по годовым контрактным ставкам. В разговоре с The Loadstar британский представитель неоперирующего судовладельца (NVOCC), рассказал, что к этому времени у него прошли предварительные переговоры по контракту с одной из контейнерных линий, и он считает, что они были «тревожными».
«Они не были обычными веселыми людьми, и любой мог бы подумать, что они за последние два года потеряли кучу денег, а не зарабатывали миллиарды. Им явно было дано указание отказываться от сделок со ставками ниже определенного уровня. Они заявили, что готовы поставить суда на прикол до тех пор, пока ситуация на рынке не улучшится. И это нас очень беспокоит», – сказал он.
За 10 месяцев этого года в эксплуатацию было введено контейнеровозов суммарной вместимостью порядка 1,5 млн TEU (+6% к действующему контейнерному флоту). Еще 2,4 млн TEU планируется поставить в следующем году, при этом темпы утилизации судов на низкие.
«Сохраняется разница между переизбытком тоннажа и неактивным контейнерным флотом, который, согласно отчету Alphaliner, на самом деле немного сократился – до 4,4% действующего мирового контейнерного флота, из которых 1,6% реально простаивали, то есть не находились на ремонте», – уточняет издание.
Сейчас наблюдается большой скачок в количестве простаивающих контейнеровозов, поскольку для перевозчиков это последнее средство, оставшееся для управления провозными мощностями, и они приостанавливают все больше сервисов.
Напомним, в этом году MSC приняла в эксплуатацию несколько 24-тысячников – «MSC Tessa», «MSC Raya», «MSC Irina», «MSC Celestino Maresca», «MSC Micol». Однако некоторые из них на фоне низкого спроса и переизбытка тоннажа вынуждены простаивать. Ожидая рейсов с полной загрузкой, суда остаются в Азии, где были построены. В частности, первый рейс «MSC Micol» был запланирован на 12 октября на сервисе AE55 / Griffin альянса 2М, куда входят MSC и Maersk, с отправлением из Шанхая. Предварительно, первый рейс «MSC Micol» перенесен на 4 января. Таким образом, время простоя составит три месяца.
Фото: Offshore Energy