В преддверии высокого сезона мы решили попросить участников рынка поделиться своими прогнозами, каким он будет – и будет ли в этом году высокий сезон вообще. Забегая вперед, скажем, что мнения экспертов по отдельным вопросам разделились. Вот как на вопросы SeaNews ответил Николай Ольшанский, генеральный директор ModernWay.
Будет ли, по Вашему мнению, в этом году высокий сезон? И будут ли у него какие-то особенности в отличие от предыдущих лет?
Не секрет, что в постпандемийные годы «высокий сезон» в значительной степени выражался огромными пробками на сухопутных границах и в портах, а также существенным ростом ставок.
В настоящее время такой ситуации не наблюдается: наоборот, отмечается постоянное снижение ставок, вызванное значительным ростом вместимости морских линий в этом году за счет восстановления маршрутов через порты Северо-Запада и Новороссийск, а также слабым спросом на импортные перевозки. Скорее всего, в ближайшие несколько месяцев будут происходить некоторые сезонные колебания, но ситуация в целом не изменится.
Насколько влияют на отгрузки валютные курсы? Может ли возникнуть ситуация, что ближе к концу года, несмотря на курс, начнутся массовые отгрузки для пополнения складов?
Пока влияние курса валют некритичное, но многие клиенты в связи с неопределенной ситуацией сокращают объемы закупок. Скорее всего, это окажет влияние на объемы перевозок и приведет к их временному снижению.
По каким направлениям ожидается наибольшая загрузка и с чем это может быть связано?
Мы не ожидаем в этом году такой запредельной нагрузки на погранпереходы, как в 2020-2022 годах. Серьезная нагрузка наблюдается на станциях Московского железнодорожного узла, что в большей степени связано со значительным объемом готовых автомобилей, доставляемых на эти станции в контейнерах.
Ожидать ли повышения ставок? По каким направлениям?
В связи с очень сложной ситуацией с возвратом контейнеров из России в Китай мы ожидаем роста ставки за пользование контейнерами на маршрутах из основных портов Китая в Россию. Однако это повышение вряд ли критичным образом повлияет на размер общей ставки.
Справятся ли дальневосточные порты, приграничная инфраструктура и насколько принятые меры помогут избежать задержек?
В данный момент задержек не наблюдается, и, скорее всего, в ближайшее время их не будет. Сейчас происходит спад грузооборота у всех экспедиторов, связанный, скорее всего, с нестабильным курсом валют и сезоном отпусков.
Думаю, что в ближайшее время мы увидим увеличение объема грузооборота, импортеры начнут возить товары к новогодним праздникам. Но к июньским показателям, скорее всего, в ближайшие месяцы мы не вернемся.
Как будет развиваться ситуация с профицитом контейнеров из Китая, скопившихся в Центральном регионе?
Пока решения проблемы дисбаланса контейнеров не просматривается, напряженность сохраняется. Если вывоз контейнеров из дальневосточных портов и дальше будет осуществляться полувагонами, то проблема профицита вряд ли будет решена. Скорее всего, рынок сбалансируется за счет повышения тарифа за пользование контейнерами из Китая в Россию.
Фото: Modernway
Мнение спикера может н совпадать с позицией редакции