Существенный сбой в работе Федеральной таможенной службы, произошедший в апреле этого года, продемонстрировал насколько беззащитен бизнес перед угрозами кибератак и нарушений в электронной системе контроля грузоперевозок. Как сказался отказ IT-системы ФТС на участниках рынка грузоперевозок, SeaNews рассказал генеральный директор транспортной компании «ЕвроТрансЭкспедиция» Кирилл Рассадкин.
Два дня специалисты ФТС восстанавливали процесс таможенного оформления, и все это время тысячи грузовиков, железнодорожных вагонов и морских судов простаивали на пунктах контроля, ожидая, пока IT-специалисты не ликвидирую последствия кибератаки. Чтобы хоть как-то решить проблему, таможенники начали оформлять документы по старинке, c использованием бумажных бланков и деклараций. Но и здесь возникла неожиданная проблема: спустя несколько часов оказалось, что на пропускных пунктах закончилась бумага и чернила в принтерах.
Ручной труд не спасает от неустойки
Даты доставки грузов в последние годы оговариваются между транспортными компаниями и заказчиками исходя из сроков таможенного оформления. Учитывая, что скорость обработки документов в электронной системе в среднем в пять раз быстрее, чем в «ручном режиме», то подвисание компьютерных систем выливается для транспортных компаний в дополнительные расходы – от 5 тыс. до 40 тыс. рублей в сутки на каждый грузовик. Это серьезные финансовые потери. Так, из-за апрельского сбоя на границе России образовались двух-трехдневные пробки. При этом, даже после восстановления работы электронного учета грузов, потребовалось какое-то время на оформление новых и занесение в реестр уже готовых деклараций.
К тратам в связи с простоями следует приплюсовать и неустойки за потерю скоропортящихся продуктов, а также «сложных грузов» – товаров особого назначения, которые необходимо перевозить в строго определенном температурном и скоростном режимах.
Еще одной дополнительной статьей расходов является временное хранение грузов на специализированных приграничных складах, куда их сгружают на время простоя. Все это в конечном итоге влетает перевозчикам в копеечку и сказывается на конечной цене товаров – в том числе и тех, которые оказываются на полках магазинов.
Репутация под ударом
Любой простой на границе, независимо от причины, это – репутационная потеря. В первую очередь для транспортных компаний, и только потом для государства. Заказчиков не интересует, в чем причина опоздания, они руководствуются фактом нарушения сроков, которые прописаны в договорах. За это на транспортную компанию, как правило, налагаются штрафы. Клиенты могут начать сомневаться в профессионализме и надежности перевозчика, который не выполняет свои обязательства в срок. Сомнения возникают не только в качестве услуг одной конкретной компании, в которую обратился клиент, но и большинства игроков на рынке логистики и перевозок. В тех случаях, когда сбой связан с утечкой информации и происходит нарушение конфиденциальности данных, доверие к транспортным компаниям теряется еще быстрее.
Транспортные компании не любят разглашать объемы своих потерь из-за сбоев в системах таможенного контроля просто потому, что репутационные потери оценить сразу невозможно. И все понимают, что в нынешней ситуации мало кто может гарантировать бесперебойную работу системы электронного учета таможенных деклараций, а потому готовы к наихудшим сценариям. Но если финансовые проблемы можно решить в достаточно короткие сроки, то на исправление репутации могут уйти годы.
Фото: «ЕвроТрансЭкспедиция» и из открытых источников
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции