Грузы из Новороссийска могут в ближайшей перспективе переориентироваться на Петербург из-за заторов и дефицита инфраструктуры на фоне выросших потоков импорта, поделился своим мнением генеральный директор «Новорморснаба» Алексей Гармаш в ходе 6-й Транспортной конференции «ShippingRu 2023», организованной ВИВА Консалт в Москве.
«Новороссийск, как и Дальний Восток, перегружен. В Новороссийске гигантские проблемы с инфраструктурой. Я считаю, что следующим этапом будет перетекание грузов в Питер, потому что Новороссийск не справляется», – отметил А.Гармаш, выступая с докладом на тему «Сложности работы в Азово-Черноморском бассейне и итоги 2022 года».
По его словам, доли контейнерных линий в Азово-Черноморском бассейне существенно поменялись в 2022 году – рынок покинули крупные иностранные линии, такие как Maersk, ZIM и COSCO. «Из крупных осталась только MSC, которая возит исключительно гуманитарный груз, – сказал А.Гармаш. – И, конечно, эта линия сильна в рефсекторе, потому что позволяет обеспечить наибольшую географию перевозок».
По данным спикера, в январе 2022 года самая большая доля, 29%, на контейнерном рынке Азово-Черноморского бассейна была у Maersk, 20% – у MSC, 10% – у турецкой линии ARKAS, 9% – у ZIM. На конец года доли перераспределились. Так, доля MSC составила 16%. На второе место вышел ARKAS с долей 12%. «Кроме того, на рынок вышло большое количество новых игроков, о которых мы еще год назад не слышали, – сказал А.Гармаш. – Открытие новых сервисов новых линий – каждый месяц, и эта ситуация всегда подгружается».
В связи с этим в Азово-Черноморском бассейне появился новый тренд – разукрупнение рынка, то есть доля небольших линий увеличивается, грузопоток размывается по небольшим судам и менее крупным сервисам. «Это связано с тем, что работают небольшие игроки, региональные линии с меньшим тоннажом судов и более частыми судозаходами. Это дает огромную нагрузку на портовые терминалы и внепортовые терминалы, существенно усложнило взаимодействие. Но, с другой стороны, мы все понимаем, что это лучше, чем вообще сидеть без работы. Я помню грустные глаза коллег из Питера, когда летом прошлого года мы встречались, и мне очень печально видеть грустные питерские причалы».
По мнению А.Гармаша, еще одним трендом 2023 года в Азово-Черноморском бассейне можно назвать рост дисбаланса экспорта и импорта, импорт вырос. Побочным эффектом такого дисбаланса стало «жесткое затаривание» Новороссийска порожним контейнерами. «У нас очень нетипичная ситуация – все пустые площадки заставлены порожными контейнерами в радиусе 30 км от города. Скоро в Краснодар будут возить, – сказал он. – По моим данным, «ТрансКонтейнер» реально рассматривал вариант перевозки порожних контейнеров в Краснодар для дальнейшей эвакуации по железной дороге вглубь страны, потому что не справлялась жд станция».
Как отметил спикер, порожние контейнеры не вывозятся еще по одной причине. Порты в первую очередь берут рефконтейнеры. «Линии вывозят рефы. Сейчас еще идет рефсезон. Рефы в прошлом году, несмотря на кризис, выросли как в экспорте, так и импорте. И рефы продолжают расти. И на рефрижераторный рынок все смотрят как на перспективный».
«Экспорт в Новороссийск раньше в основном приходил по железной дороге, – продолжил А.Гармаш. – Но Северо-Кавказская железная дорога всегда была перегружена. Поэтому наблюдается коллапс. При этом экспорта много, и им можно загрузить всех перевозчиков, но его не загрузить. Порты не принимают порожние контейнеры».
По прогнозам А.Гармаша, острота ситуации с вывозом порожних контейнеров снизится в мае-июне, когда пойдет на спад рефсезон. «Тогда у портов появится возможность принимать порожние контейнеры для эвакуации. Ситуация с железной дорогой не изменится, – добавил он. – Да, развивается перевозка экспорта на автотранспорте. Но и его не хватает. Те же импортеры жалуются на то, что не могут ввезти импорт. Дефицит, в свою очередь, порождает рост ставок».
Также А.Гармаш рассказал о работе сухих портов в Азово-Черноморском бассейне в 2022 году. «Сухие порты пережили прошлый год неплохо, – сказал он. – Из-за ухода контейнерных линий произошел переток грузов в балк, и порты просто не справились. Самая главная проблема – накопление грузов на территории порта, нехватка места. И грузы хлынули на припортовые терминалы. Крупные сухие терминалы не простаивали ни дня».
«Взрывной рост спроса на хранение порожних контейнеров привел к тому, что непрофильные площадки заполняются порожними контейнерами. Ситуация вынуждает так работать», – сказал спикер.
«Хочется, надеяться, что ситуация в ближайшей перспективе улучшится, потому что уже китайские импортеры знают про заторы в Новороссийске и не хотят ехать к нам, предпочитая сервисы на Санкт-Петербург», – резюмировал А.Гармаш.