Практические решения российских компаний на рынке страхования морских услуг обсудили на III Международной конференции «Риски в морском страховании: лучшие практики, российский и международный опыт», организованной Адвокатским бюро ЕПАМ.
Дискуссию открыл начальник управления СК «Росгосстрах» Александр Шевченко. «Наша компания пострадала сильнее других, попав под санкции, – сказал он. – Это налагает определенные ограничения на нашу деятельность. В частности, затруднены или невозможны валютные операции; мы можем рассчитываться только в национальной валюте. Это сужает рамки нашей деятельности. У нас пока не было случаев, когда компании «заходили в рубль» и пытались работать с нами в рублях».
А. Шевченко отметил, что в настоящее время предложить какое-либо решение судну, попавшему под санкции, довольно сложно. «В какой-то момент все остановилось, full stop, расторгли действующие договоры, остались какие-то финансовые обязательства. Мы должны, нам должны, что-то закрывалось гарантийными письмами. Когда все закончится, мы пообещали друг другу все урегулировать. Но пока все так, как идет. Пока финальных расчетов не произошло».
Андеррайтер по страхованию морских рисков СК «СберСтрахование» Иван Непейвода подчеркнул, что если и есть какие-либо решения, то они непубличны. «Все инструменты, как всё это преодолеть, не будет раскрыто, – сказал он. – Как выходить из этой ситуации, я тоже не подскажу. Как люди и компании обходят такие ситуации, мы не услышим».
Разговор продолжил старший андеррайтер «АМТ Страхование» Борис Родин. «Пришли те времена, когда в сфере морского страхования более востребованы юридические услуги, – сказал он. – Мы все оказались в одной лодке, в одних и тех же условиях. Естественно, мы все ощущаем на себе дефицит перестраховочной защиты, емкость рынка явно недостаточна, а Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) в единственном числе и в соответствии с нормативными документами явно не справится, несмотря на увеличение капитала. Это первая проблема».
Вторая проблема на рынке морского страхования, по словам Б. Родина, – это финансовые расчеты. «Мы пытались действовать и действуем в рамках №55-ФЗ от 14.03.2022 года. Решаем эти вопросы, – поделился он. – Сложно, но решаемо. Единственное, это удлиняет период общения с клиентом, банками и так далее. Здесь важно понимать, а где это санкционное судно работает. Да, можно перейти в нашу юрисдикцию, под защиту российских страховых компаний, но это никаким образом не разрешает судну выйти за пределы санкций. Ответ очевиден. При возникновении санкций, естественно, куда? Домой».
По мнению Б. Родина, Россия может рассчитывать на дружественные страны в морском страховании. «К счастью, у нас есть дружественные страны. Я, правда, плохо представляю, что такое дружественная юрисдикция, но что такое дружественная страна – представляю. Да, Китай благосклонен к нам, но он как-то не торопится в наши объятия. Дело в том, что каждый, оказавшись в таких равных условиях, начинает работать самостоятельно. Учитывая ментальность Юго-Восточной Азии, и, в частности, Китая, наверное, лет пять должно пройти. Если будет организовано евроазиатское перестраховочное общество, это будет замечательно».
Он отметил, что работа с Китаем не такая простая, есть локальные требования китайского рынка, которые определяют наличие посредников финансовых операций. «Это очень сложная схема, – сказал Б. Родин. – Поэтому говорить сейчас, что мы окажемся там, где мы хотим быть, преждевременно. Но опасность заключается в том, что по прошествии времени мы не обеспечиваем своих обязательств и своих намерений, следовательно, теряем рынок, теряем клиентов. И это реальная серьезная угроза».
«Нынешняя ситуация напоминаем мне ситуацию с советским торговым флотом в 90-е годы, когда теряли не просто флот, но и позиции на международном трейдовом рынке, – продолжил Б. Родин. – Тогда грузовые перевозки морем составляли каботажные перевозки, перевозки из российских портов в иностранные и так называемые перевозки ГИФ – грузы иностранных фрахтователей, которые занимали 60-70% в чистой валютной выручке. Это было утеряно, как и позиции страны на международном рынке морских перевозок. Это очень неприятная вещь – потеряв платформу торговую, вы теряете платформу и политическую».
Говоря о перспективах развития и сотрудничества российских страховых компаний в дружественных юрисдикциях, он еще раз подчеркнул, что такие страны будут оценивать ситуацию только с позиции своего приоритета и выгоды. «И это правильно, это нормально. Так же и Россия действует», – сказал эксперт.
Как считает Б. Родин, без государства и регулятора практические решения найти сложно. «Государство предложило свое видение вопроса, но он не удовлетворяет страховое сообщество. Поэтому какие-то движение в разных направлениях страховщики пытаются предпринимать», – резюмировал дискуссию Б. Родин.