Глобальные изменения на международном рынке морских страховых услуг

Глобальные изменения на международном рынке морских страховых услуг

  • 14 марта в Москве прошла III Международная конференции «Риски в морском страховании: лучшие практики, российский и международный опыт», организованная Адвокатским бюро ЕПАМ.

    Открыл конференцию вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Вадим Чубаров. Он отметил, что несмотря на изменения последнего времени удалось сохранить уникальный арбитражный институт – Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате. «Комиссия работает с 1930 года, и за это время было рассмотрено порядка 4,5 тыс. исков из 70 стран, – сказал он. – И, конечно, очень много исков, связанных с морским страхованием. Этот год нам показал, что тот, кто сделал ставку на надежные арбитражные институты, не увлекался западными тенденциями, оказался защищенным. Те, кто выбирали западные арбитражные институты, испытывают серьезные трудности».

    Руководитель практик международного торгового, таможенного, морского и транспортного права АБ ЕПАМ Алексей Карчёмов выступил с докладом на тему «Глобальные изменения на международном рынке морских страховых услуг: есть ли альтернативы у российских страховых компаний?»

    Экономические изменения оказали значительное влияние на рынок морского страхования и на рынок морских перевозок в целом. Один из ключевых факторов, оказавших влияние не только на российский, но мировой рынок морских страховых услуг, – расширение списка зон с высоким уровнем риска. А. Карчёмов напомнил, что в феврале 2022 года Комитет по военным рискам Ассоциации страховщиков Lloyd включил российские и украинские территориальные воды в Черном и Азовском морях, а также воды вблизи Румынии и Грузии, в список зон повышенного военного риска. Впоследствии такой же статус получили все российские территориальные воды. «При этом Комитет подчеркнул, что данная оценка является предметом индивидуальных переговоров между андеррайтерами, брокерами и агентами, а Комитет не играет в этом никакой определяющей роли, – сказал Алексей Карчёмов.

    Он отметил, что в мае 2022 года Российская Федерация через Международную морскую организацию распространила циркулярное письмо, в котором говорилось, что «подобное произвольное включение в зону повышенного военного риска территориальных вод РФ не соответствует объективному уровню безопасности судоходства в таких водах и, по сути, является способом давления на Россию, поскольку морские порты в РФ работали в обычном режиме».

    Также эксперт отметил, что существенное влияние на рынок морского страхования оказали введённые ограничительные меры. В частности, запрет в определенных случаях перевозки нефти и нефтепродуктов, а также оказание финансовых услуг в связи с этим; запрет предоставления товаров и технологий морской сферы и оказания финансовых услуг; запрет оказания рейтинговыми агентствами услуг российским лицам и персональные ограничения.

    «Это, в свою очередь, привело к ответным мерам со стороны РФ, – сказал А. Карчёмов. – В частности, согласно Федеральному закону от 14.03.2022 №55-ФЗ до 31 декабря 2023 года российским страховщикам запрещается заключать сделки со страховщиками, с перестраховщиками и со страховыми брокерами, являющимися лицами недружественных государств, а также со страховщиками, с перестраховщиками и со страховыми брокерами, подконтрольными лицам недружественных государств».

    Алексей Карчёмов подчеркнул, что логичной реакцией на это стало изменение в политиках страхования как российских, так и зарубежных компаний. Это:

    • рост тарифов страхования и перестрахования;
    • ограничение страхового покрытия для судов, которые следуют через российские территориальные воды даже транзитом;
    • расширение перечня исключений из страхового покрытия, в отдельных случаях отказы в страховании (А. Карчёмов напомнил, что японские страховщики также отказывались представлять страхование для судов в российских водах, но в связи с тем, что это очень сильно повлияло на поставки российского СПГ в эту страну, после переговоров между правительствами оказание страховых услуг со стороны Японии было возобновлено. По зерновым сделкам как страховые компании, так и перевозчики столкнулись с тем, что не все договоренности в полной мере действовали);
    • изменение оговорок об ограничительных мерах или расширение их толкования.

    По последнему пункту Алексей Карчёмов отметил, что это, прежде всего, актуально для зарубежных компаний. «Например, Европейская комиссия указывала, что страховщики могут корректировать в любой момент положения об ограничительных мерах в своих основных правилах, в том числе их продление и обновление, – отметил эксперт. – Это необходимо для того, чтобы гарантировать, что никакая сделка не осуществлялась выше ценового предела по перевозке нефтепродуктов, либо для того, чтобы не предоставлялось никакое страховое покрытие конкретной ситуации, когда есть экономические ограничения. Мы понимаем, что это дополнительные опции, чтобы получить обоснованный отказ от той или иной выплаты».  

    Эксперт отметил, отдельные государства стали вводить дополнительные требования к страховому покрытию. «Мы помним историю, когда Турция для прохода через свои проливы ввела дополнительные требования к танкерам с сырой нефтью и нефтепродуктами. С точки зрения международного публичного морского права, в таких проливах действует право транзитного прохода, который приостанавливать нельзя ни в какой части. Но учитывая, что Турция является прибрежным государством для проливов и имеет в рамках Конвенции ООН по морскому праву право обеспечивать и принимать необходимые недискриминационные меры, в частности, для предотвращения угрозы разливов, действия этой страны не противоречили международному законодательству».

    А. Карчёмов подчеркнул, что альтернативы иностранному страхованию и перестрахованию уже обсуждаются, идут поиски опций для минимизации негативных изменений на рынке страхования. Среди таких альтернатив он отметил российские страховые и перестраховочные компании. «В основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 гг. Центробанк подчеркивает необходимость проработки вопроса признания российских рейтинговых агентств, – сказал он. – Тем не менее, существуют сложности с признанием качества страховой и перестраховочной защиты, предлагаемой российскими страховщиками и РНПК, со стороны контрагентов из дружественных стран на фоне отсутствия у российских страховых и перестраховочных компаний кредитных рейтингов от международных кредитных рейтинговых агентств».

    Также рассматриваются опции страховых и перестраховочных компаний из дружественных юрисдикций. А. Карчёмов рассказал, что в 2022 году была завершена работа над созданием Евразийской перестраховочной компании, которая, как ожидается, начнет работу уже в этом году. «Считается, что она будет дополнять работу национальных агентств по страхованию на наднациональном уровне», – пояснил он.

    «Кроме того, Центробанк России отмечал, что необходимо оценить иные потенциальные способы решения возникших сложностей. Среди подобных инициатив обсуждается и секьюритизация перестрахования, то есть выпуск страховщиками так называемых катастрофических облигаций, выплаты по которым зависят от реализованных убытков по страховому портфелю», – сказал он.

    Участники конференции подчеркнули, что необходимо создавать условия для развития конкуренции на рынке перестрахования, так как ограничительные меры привели к закрытию для российских страховщиков перестраховочных рынков недружественных государств и дефициту доступной перестраховочной емкости.

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    11.07.2023
    По данным Евростата, российский экспорт черных металлов в Евросоюз в январе-апреле 2023 года составил […]
    26.05.2023
    По данным Евростата, оборот товаров, перемещаемых своим ходом между Россией и Евросоюзом, в январе-марте […]
    29.08.2023
    ФТС России напоминает участникам внешнеэкономической деятельности о недопустимости ввоза на территорию Российской Федерации из […]
    03.03.2023
    По данным Евростата, оборот товаров, перемещаемых своим ходом между Россией и Евросоюзом, в 2022 […]
    07.04.2023
    По данным Евростата, российский экспорт руды и железных концентратов в Евросоюз в январе 2023 […]
    21.11.2023
    Совокупный объем морских перевозок между странами Евросоюза и Россией по 9 месяцев 2023 года […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.