Продолжаем серию интервью участников российского транспортно-логистического рынка о том, как развивается в новых условиях отрасль автомобильных перевозок. О том, что изменилось на рынке, как изменились сроки доставки, ставки и география перевозок, какие новые, порой экзотические решения появились на рынке и чего его участникам ждать в ближайшем будущем, SeaNews рассказал Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Россия и страны СНГ Noytech Supply Chain Solutions.
Иван, расскажите, пожалуйста, каким был 2022 год для рынка автомобильных перевозок, что изменилось в сравнении с предыдущим годом?
Безусловно, больше всего на отрасль международных автомобильных перевозок повлиял санкционный пакет от 12 апреля 2022 года, который запретил нашим машинам въезд в ЕС. Таким образом серьезно сузился круг возможностей для отечественных компаний.
Какие факторы оказали наиболее существенное влияние на рынок автомобильных перевозок? Какие неординарные решения приходилось принимать, чтобы стабилизировать работу?
Политические и экономические факторы непосредственно и мгновенно отразились на направлениях перевозок, используемых видах транспорта, номенклатуре доставляемых грузов и способах оплаты за оказанные услуги. Пришлось осваивать рынки других стран, принимать новые решения по перегрузам товаров на границах, а также использовать транзит через дружественные страны для некоторых групп товаров.
Как в связи с беспрецедентными санкциями изменилась география перевозок? Какие новые схемы доставки грузов появились?
Произошла фундаментальная смена основных направлений и рынков, на которых работали российские компании. Если ранее перевозки из Китая, Турции и стран Средней Азии были менее востребованными по сравнению с достаточно большим европейским трафиком, то в 2022 году ситуация кардинально изменилась. Европа начала терять основные позиции, а объем перевозок грузов из этих стран увеличился.
На рынке возникли довольно экзотичные решения, например, доставка товаров по железной дороге по маршруту Европа – Китай и только затем – Россия. В автомобильном сообщении появились совершенно новые страны, такие как Пакистан и Вьетнам.
Как это отразилось на сроках доставки и стоимости услуг?
Стоимость и сроки доставки выросли. И если со сроками ситуация в целом стабилизировалась, и мы понимаем, что доставка груза напрямую из Европы стала дольше на 3-4 дня, из Европы через Турцию – на 7-10 дней, то с ценами ситуация менее предсказуемая.
В целом произошел рост издержек: подорожало топливо, запчасти, а из-за закрытых границ и невозможности российских компаний работать в ЕС приходится привлекать более дорогой европейский автопарк с европейскими водителями.
В итоге стоимость логистики по всем направлениям увеличилась в среднем на 40-60% по сравнению со ставками, действовавшими до 24 февраля 2022 года. Например, тариф на перевозку по маршруту Бельгия – Москва возрос с 3-4 тыс. евро до 6-7 тыс. евро, по маршруту Рига – Москва – с 2 тыс. до 3-4 тыс. евро.
Как изменилась номенклатура грузов, перевозимых автомобильным транспортом?
На номенклатуру перевозимых грузов оказали влияние введенные санкции и ограничения. Так, санкционные товары преимущественно поставляются из дружественных стран. Аналогичная ситуация и с экспортом: он сейчас идет в дружественные страны в бОльшем объеме и практически остановлен в недружественные.
Как изменился расклад рынка, доли перевозчиков, сменились ли лидеры рынка? Кто потерял, а кто, может быть, выиграл от изменившихся условий?
Если оценивать положение российских компаний, которые занимаются международными перевозками, то они находятся в подвешенном состоянии относительно рынков развития: отечественные компании не могут полноценно работать в ЕС, также существуют серьезные проблемы с пропускной способностью на Кавказе, ограничения по перегрузке в третьи страны Азии, например, при выполнении транспортировок по маршруту Европа – Казахстан и др. При этом в более выигрышном положении находятся перевозчики из стран СНГ (кроме Республики Беларусь).
Каков ваш прогноз по развитию рынка автоперевозок в 2023 году? К чему нужно готовиться? Какие первоочередные задачи предстоит решить?
Все зависит от политических и экономических решений. Новые ограничения приведут к еще большему разделению транспортных потоков на две части: в/из России и в/из остальных стран. География поставок, товарная номенклатура грузов и даже способы осуществления взаимных расчетов – все будет подстраиваться под эти процессы.
При более позитивном сценарии логистика адаптируется к работе на рынках Китая, Пакистана, Индии, Турции, Ирана. И, скорее всего, в ближайшие пять лет эти направления будут доминировать.
Фото: Noytech Supply Chain Solutions
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции