Логистика в новых условиях - 5

Новые ограничения приведут к еще большему разделению транспортных потоков

  • Продолжаем серию интервью участников российского транспортно-логистического рынка о том, как развивается в новых условиях отрасль автомобильных перевозок. О том, что изменилось на рынке, как изменились сроки доставки, ставки и география перевозок, какие новые, порой экзотические решения появились на рынке и чего его участникам ждать в ближайшем будущем, SeaNews рассказал Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Россия и страны СНГ Noytech Supply Chain Solutions.

    Иван, расскажите, пожалуйста, каким был 2022 год для рынка автомобильных перевозок, что изменилось в сравнении с предыдущим годом?

    Новые ограничения приведут к еще большему разделению транспортных потоковБезусловно, больше всего на отрасль международных автомобильных перевозок повлиял санкционный пакет от 12 апреля 2022 года, который запретил нашим машинам въезд в ЕС. Таким образом серьезно сузился круг возможностей для отечественных компаний.

    Какие факторы оказали наиболее существенное влияние на рынок автомобильных перевозок? Какие неординарные решения приходилось принимать, чтобы стабилизировать работу?

    Политические и экономические факторы непосредственно и мгновенно отразились на направлениях перевозок, используемых видах транспорта, номенклатуре доставляемых грузов и способах оплаты за оказанные услуги. Пришлось осваивать рынки других стран, принимать новые решения по перегрузам товаров на границах, а также использовать транзит через дружественные страны для некоторых групп товаров.

    Как в связи с беспрецедентными санкциями изменилась география перевозок? Какие новые схемы доставки грузов появились?

    Произошла фундаментальная смена основных направлений и рынков, на которых работали российские компании. Если ранее перевозки из Китая, Турции и стран Средней Азии были менее востребованными по сравнению с достаточно большим европейским трафиком, то в 2022 году ситуация кардинально изменилась. Европа начала терять основные позиции, а объем перевозок грузов из этих стран увеличился.

    На рынке возникли довольно экзотичные решения, например, доставка товаров по железной дороге по маршруту Европа – Китай и только затем – Россия. В автомобильном сообщении появились совершенно новые страны, такие как Пакистан и Вьетнам.

    Как это отразилось на сроках доставки и стоимости услуг?

    Стоимость и сроки доставки выросли. И если со сроками ситуация в целом стабилизировалась, и мы понимаем, что доставка груза напрямую из Европы стала дольше на 3-4 дня, из Европы через Турцию – на 7-10 дней, то с ценами ситуация менее предсказуемая.

    В целом произошел рост издержек: подорожало топливо, запчасти, а из-за закрытых границ и невозможности российских компаний работать в ЕС приходится привлекать более дорогой европейский автопарк с европейскими водителями.

    В итоге стоимость логистики по всем направлениям увеличилась в среднем на 40-60% по сравнению со ставками, действовавшими до 24 февраля 2022 года. Например, тариф на перевозку по маршруту Бельгия – Москва возрос с 3-4 тыс. евро до 6-7 тыс. евро, по маршруту Рига – Москва – с 2 тыс. до 3-4 тыс. евро.

    Как изменилась номенклатура грузов, перевозимых автомобильным транспортом?

    На номенклатуру перевозимых грузов оказали влияние введенные санкции и ограничения. Так, санкционные товары преимущественно поставляются из дружественных стран. Аналогичная ситуация и с экспортом: он сейчас идет в дружественные страны в бОльшем объеме и практически остановлен в недружественные.

    Как изменился расклад рынка, доли перевозчиков, сменились ли лидеры рынка? Кто потерял, а кто, может быть, выиграл от изменившихся условий?

    Если оценивать положение российских компаний, которые занимаются международными перевозками, то они находятся в подвешенном состоянии относительно рынков развития: отечественные компании не могут полноценно работать в ЕС, также существуют серьезные проблемы с пропускной способностью на Кавказе, ограничения по перегрузке в третьи страны Азии, например, при выполнении транспортировок по маршруту Европа – Казахстан и др. При этом в более выигрышном положении находятся перевозчики из стран СНГ (кроме Республики Беларусь).

    Каков ваш прогноз по развитию рынка автоперевозок в 2023 году? К чему нужно готовиться? Какие первоочередные задачи предстоит решить?

    Все зависит от политических и экономических решений. Новые ограничения приведут к еще большему разделению транспортных потоков на две части: в/из России и в/из остальных стран. География поставок, товарная номенклатура грузов и даже способы осуществления взаимных расчетов – все будет подстраиваться под эти процессы.

    При более позитивном сценарии логистика адаптируется к работе на рынках Китая, Пакистана, Индии, Турции, Ирана. И, скорее всего, в ближайшие пять лет эти направления будут доминировать.

    Фото: Noytech Supply Chain Solutions

    Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

     

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    04.12.2023
    Правительство РФ сократило сроки выдачи спецразрешений для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта по автомобильным […]
    26.06.2023
    По данным Евростата, объем грузовых автоперевозок между Россией и Евросоюзом в январе-апреле 2023 года […]
    25.09.2023
    22 сентября из Урумчи, административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района, выехала автоколонна по участку азиатского […]
    29.03.2023
    Процент номенклатуры дорожно-строительной техники, внесенный в санкционный список, близится к 100%, рассказала менеджер по […]
    20.09.2023
    Порт Санкт-Петербург остался контейнерным, не растеряв потенциал, высокий уровень сервиса и круглогодичную стабильность работы.
    22.09.2023
    С приближением высокого сезона и увеличением нагрузки на терминалы Дальнего Востока ожидается дополнительный рост импорта и экспорта через порт Санкт-Петербург.


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.