Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) опубликовала Обзор морского транспорта, в котором содержится анализ текущего состояния рынка морских перевозок и наблюдаемых на нем тенденций, прогнозы на ближайшую перспективу и рекомендации правительствам, как справляться с экономическими, геополитическими и иными вызовами.
Как отмечают авторы обзора, в 2021 году наметилось оживление морских перевозок, однако в 2022 году условия работы осложнились в связи с возникшими рисками и неопределенностью. После снижения в 2020 году на 3,8% в 2021 году объем морских перевозок возрос, по оценкам, на 3,2% до 11 млрд тонн. Этот показатель был немного ниже уровня, предшествовавшего пандемии COVID-19, поскольку перевозки по-прежнему сдерживались затяжной пандемией и накопившимися беспрецедентными проблемами в глобальных логистических сетях, вызванными существенным увеличением спроса и острой нехваткой провозной способности флота. Рост был обусловлен главным образом увеличением спроса на контейнерные грузы. Выросли также объемы перевозок газа и сухих грузов, тогда как перевозки сырой нефти сократились.
По прогнозам ЮНКТАД, в 2022 году рост объема морских перевозок замедлится до 1,4%, а в 2023-2027 годах среднегодовые темпы их роста составят 2,1%, что ниже среднего показателя за предыдущие три десятилетия, составлявшего 3,3%. В течение многих лет самым быстрорастущим сегментом были контейнерные перевозки, рост объема которых составит в 2022 году, согласно прогнозам, лишь 1,2%, а в 2023 году незначительно ускорится до 1,9%.
Прогнозируемое замедление темпов роста является следствием не только связанных с пандемией ограничений, но и весьма неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры в сочетании с ослаблением экономики Китая. Кроме того, в условиях ускорения инфляции и роста стоимости жизни потребители сокращают свои расходы при некоторой переориентации спроса с товаров на услуги.
«В 2022 году условия осуществления деятельности остаются сложными, – отмечают авторы доклада. – Во всем мире усиливается инфляция и растет стоимость жизни. В Китае, который является крупнейшим в мире экспортером, политика «нулевого ковида» привела к закрытию предприятий и сбоям в производственной деятельности, логистике и цепочках поставок. На Украине, являющейся крупным экспортером продовольствия, с начала войны были закрыты порты Черного моря».
На морских перевозках сказались также производственные конфликты и забастовки в ряде портов мира, в том числе в Германии, Республике Корея, Соединенном Королевстве и Южной Африке, а также многочисленные экстремальные погодные явления, такие как наводнения, ураганы и периоды аномальной жары в Австралии, Бразилии, Пакистане, странах Восточной Африки, Европы и в Соединенных Штатах.
Все эти проблемы предвещают дополнительные трудности для глобальных производственно-сбытовых цепочек и логистических сетей и, соответственно, для морских перевозок. К четвертому кварталу 2022 года прогнозы роста мировой экономики были пересмотрены в сторону понижения, и возникли опасения, что мировая экономика может столкнуться со спадом и стагфляцией.
Объем перевозок в тонно-милях в определенной степени поддерживается за счет замещения рынков и поставщиков. Российская Федерация, столкнувшаяся с экономическими и другими ограничительными мерами, ищет альтернативные рынки, а европейские импортеры рассматривают другие источники поставок. Спрос на морские перевозки по показателю грузооборота в тонно-милях, скорее всего, также возрастет в результате того, что африканские страны будут импортировать зерно из более отдаленных регионов.
Фото: Shipspotting / Manuel Hernández Lafuente