Мировая экономика находится на траектории восстановления, скорость которого выше ожиданий, заявил эксперт центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Кирилл Никода на конференции «TransCont», организованной в Москве Heavy World и ICF.
По данным К.Никоды, мировая экономика в этом году восстанавливается темпами около 6%, а в 2022 году рост замедлится примерно до 4,5%. Восстановление обусловлено программами государственной поддержки и потребительской активностью. Общий объем мировой торговли восстановился до уровня допандемийного 2019 года, но, в основном, благодаря ростом цен на сырьевые товары, многие из которых побили рекорды на бирже (золото, алюминий, сталь).
В то же время уже в июле-августе 2021 года начали появляться признаки замедления мировой экономической активности. Связано это с тем, что меры поддержки начали сворачиваться, посткарантинный спрос был удовлетворен. Деловая активность в сфере производства и услуг стала снижаться. Даже китайская экономика демонстрирует, что пик восстановления, может быть, уже пройден.
«Ряд индексов, показывают производственную активность и активность услуг, достаточно резко замедляются, – сказал К.Никода. – Показатели октября-ноября уже в два раза ниже по сравнению со вторым кварталом. Это вселяет некоторые опасения участникам рынка в том, что идет тенденция снижения рынка. Понятно, что рост цен на сырьевые товары в целом позволяет компаниям оплачивать растущие транспортные издержки, но опасения за будущий спрос сохраняются».
Как отметил К.Никода, цены на контейнерные перевозки продолжают бить рекорды и в 2022 году останутся высокими из-за загруженности портов, нехватки контейнеров и ростом потребления. Рост перевозок танкерами пока сдерживается потреблением и ограничениями по добыче нефти.
«Есть предположения, что ставки снизятся после китайского Нового года, – сказал он. – Но я напомню, что произошло в прошлом году. Тоже говорили – вот сейчас «прогрузимся», и будет у нас профицит. Но на самом деле этого не произошло, после этого произошел еще бОльший взрыв ставок на перевозки».
Маловероятно, что ставки будут стремиться к домпандемийному уровню, но выше 2019-2020 года на 30-30% – вполне реалистичный средний уровень, считает К.Никода.
Рост спроса на уголь, зерновые, руды привел к удорожанию перевозок балкерами. «По балкерным перевозкам есть резкий обвал на ряде направлений, – сказал К.Никода. – Это говорит нам о том, что ряд грузоотправителей не готовы по этим стоимостям покупать товар и могут отказываться от перевозок, даже с учетом штрафных санкций».
Пандемия показала, что стратегия управления производством «точно в срок» может давать сбои при масштабном нарушении логистических цепочек. «Компании, которые наращивали запасы на фоне относительно низких цен на перевозку и хранение, лучше преодолевают период пост-пандемии, поскольку смогут оперативно удовлетворить спрос на продукцию», – резюмировал К.Никода.