Одной из причин кризиса логистики на Дальнем Востоке стала некачественная работа частных экспедиторских компаний по планированию и организации перевозок. Нарекания также вызывала работа стивидорных компаний в портах субъектов Дальневосточного округа, которые не смогли обеспечить оперативную обработку поступающих грузов. Об этом заявил министра транспорта РФ Виталий Савельев в холе оперативного совещания председателя правительства Михаила Мишустина с вице-премьерами.
«Недавно Сахалин, Чукотка, Камчатка, Магаданская область и другие регионы округа столкнулись с серьёзными задержками доставки грузов через морские порты, в том числе с получением продовольствия, медикаментов и других социально значимых товаров, строительных материалов. Эту ситуацию подробно обсуждали на совещании у Президента. Глава государства поставил задачу как можно быстрее навести порядок в портах Дальнего Востока», – цитирует пресс-служба правительства М.Мишустина.
По словам В.Савельева, в настоящее время «можно констатировать, что ситуация близка к нормализации». «Подчеркну, что провозной способности грузов по железной дороге силами ОАО «РЖД» достаточно. Мощности портов позволяют обрабатывать все грузы каботажных направлений, – сказал министр. – Благодаря совместной работе в оперативные сроки нам удалось вывезти все накопившиеся социально значимые грузы. Отмечу, что все вновь прибывающие социально значимые грузы незамедлительно отправляются в порты. Все находившиеся в терминалах Приморского края генеральные грузы также вывезены».
Он отметил, что проблема носила глобальный характер. «Международный логистический кризис, возникший в пандемию, и последовавший за этим отложенный спрос на грузоперевозки привели к тому, что в морских портах Дальнего Востока резко возросла нагрузка. Повысившийся спрос на суда-контейнеровозы привёл к значительному удорожанию фрахта: цены поднялись в 2,5 раза. Судоходные компании потеряли возможность оперативно привлекать дополнительные суда для снятия пиковых нагрузок в работе линий, что и привело к задержкам в доставке грузов».
«Ещё одной причиной возникшего кризиса стала некачественная работа частных экспедиторских компаний по планированию и организации перевозок, – добавил министр. – Нарекания также вызывала работа стивидорных компаний в портах субъектов Дальневосточного округа, которые не смогли обеспечить оперативную обработку поступающих грузов».
В.Савельев подчеркнул, что доставка социально значимых грузов была организована в приоритетном порядке. «Отправка начала производиться ближайшими судами. Решив проблему социально значимых грузов, мы обратили внимание перевозчиков на доставку генеральных грузов. Регионы начали оперативно получать строительные материалы для реализации запланированных проектов», – сказал он.
Как рассказал министр, была сформирована группировка дополнительного флота для снятия пиковых нагрузок. «В режиме реального времени осуществлялся поиск дополнительных судов. Всего на каботажных морских линиях зарегистрировано 25 морских судов суммарной контейнерной вместимостью 7702 контейнера в ДФЭ. Для снятия пиковых нагрузок дополнительно привлечено ещё 8 судов суммарной вместимостью 3808 контейнеров в ДФЭ. Провозная способность флота тем самым была увеличена на 50%, – привел данные В.Савельев. – В общей сложности с 1 по 28 ноября текущего года судами совершено 50 рейсов, которыми вывезено более 15 тыс. контейнеров в ДФЭ и 53 370 т генеральных грузов. C 28 по 30 ноября планируется загрузка и отход из портов Приморского края ещё 9 судов. Они обеспечат вывоз 3060 контейнеров в ДФЭ».
В планах Минтранса – в ноябре выйти на минимальную норму хранения грузов в портах Владивосток и Восточный в объёме одной судовой партии на одну каботажную линию. «Это примерно 2200–2600 контейнеров в ДФЭ, – сказал В.Савельев. – При отсутствии в дальнейшем обстоятельств непреодолимой силы и среднестатистическом поступлении контейнеров в морские порты ситуацию с накоплением грузов можно характеризовать как стабилизировавшуюся»
«Мы продолжаем внедрение единой системы мониторинга в морских портах Российской Федерации, – добавил он. – Она отражает движение грузов, их наличие и готовность к отправке. Система позволяет отслеживать динамику движения каботажных грузов и помогает нам делать выводы о необходимости манёвра флотом. Автоматизированная система продемонстрировала эффективность в решении обсуждаемого вопроса. Она будет поэтапно вводиться в эксплуатацию на базе ФГУП «Росморпорт». Первый этап намечен на февраль 2022 года».
В.Савельев обратил особое внимание на то, что «работа экспедиторских и стивидорных компаний – это рынок, который находится вне зоны контроля и ответственности морских властей Российской Федерации». «И во избежание подобных ситуаций в будущем сегодня нами направлены в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в действующее законодательство. При этом их внедрение будет происходить в диалоге с бизнесом и экспертным сообществом», – сказал он.
По словам министра, в Минтранс предлагает внести поправку в статью 31 Федерального закона «О морских портах», согласно которой операторы морских терминалов будут обязаны в приоритетном порядке обрабатывать социально значимые грузы. Также администрации морских портов будут наделены функциями мониторинга нахождения и движения грузов, а операторы будут обязаны информировать их о поступлении и убытии таких грузов. В целях обеспечения бесперебойных поставок грузов в труднодоступные регионы Дальнего Востока и Арктической зоны будут внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания. «Мы обяжем линейных морских перевозчиков обеспечивать приоритетную перевозку социально значимых грузов по заявкам субъектов Российской Федерации», – сказал В.Савельев.
В свою очередь, М.Мишустин призвал не допускать повторения подобных сбоев в логистике на Дальнем Востоке. «Да и вообще везде. Детально необходимо проанализировать все причины случившегося и принять, Вы сказали об этом, системные решения, чтобы нам снова не пришлось в авральном режиме «тушить пожар», – сказал премьер-министр.