Своими наблюдениями о том, как изменился рынок с начала пандемии, с SeaNews поделился Ян Айхингер, генеральный директор ООО «Ман Трак энд Бас Рус».
Господин Айхингер, как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее состояние рынка, каковы его особенности?

Как отреагировал рынок на пандемию?
Рост рынка автомобильных перевозок значительно замедлился из-за закрытых границ и ограничений, связанных с COVID-19. Косвенными последствиями борьбы с коронавирусом стали спад в экономике и, как следствие, сокращение транспортной активности, снижение платежеспособности клиентов, усложнение логистики. Все это привело к общему снижению продаж тяжелых грузовиков. Однако нашей отрасли еще повезло по сравнению с другими, поскольку в правительстве понимают, что логистика даже во время пандемии жизненно важна для доставки товаров, в частности, продуктов питания и медицинского оборудования. Поэтому во время пандемии мы и наши сервисные партнеры продолжали работу и предоставляли клиентам срочно необходимые услуги и запчасти.
Какие появились новые тенденции?
Сегодня одним из важнейших трендов является электрификация. Европейские производители коммерческих автомобилей планируют перейти на производство автомобилей с нулевым уровнем выбросов в течение следующих двух десятилетий. Это означает полный отказ от двигателей внутреннего сгорания, т.е. полный переход на электропривод. Продукция MAN не станет исключением. В ближайшее время мы прекратим производство дизельных двигателей и перейдем на автомобили, работающие на альтернативных видах топлива.
Второй стремительно набирающий силу тренд — это цифровизация. Мы видим, что клиенты очень заинтересованы в цифровых решениях, которые улучшат или ускорят их бизнес-процессы, от электронного документооборота до телематических услуг. Наша телематическая система MAN Pride основана на российской платформе. Она очень гибкая, ее можно настроить под любой вид бизнеса, от перевозки еды до мусоровозов. В системе аналитики MAN Pride есть несколько шаблонов отображения информации и отчетов, основанных на многолетнем опыте.

Изменения рынка, вызванные пандемией, наверняка потребовали изменений привычной практики. Какие новые решения вы разработали и внедрили?
В прошлом году мы быстро сориентировались в сложной ситуации и приняли безошибочные решения как с точки зрения новых логистических цепочек по доставке автомобилей и запчастей, так и с точки зрения работы с командой. Мы внедрили новую систему удаленной работы и сделали ставку на интегрированные мобильные решения, которые включают в себя финансовые решения, систему trade-in, сервисные контракты, обучение водителей, телематический сервис MAN Pride и, конечно же, службу поддержки на дорогах, работающую круглосуточно и без выходных.
Мы предоставляем нашим клиентам множество других услуг помимо продажи автомобилей. В прошлом году сотрудники нашей дилерской сети прошли интенсивный курс обучения в онлайн-режиме. Наша стратегическая цель — избавить клиентов от необходимости поддерживать постоянную механическую доступность своего автопарка. Сервисные контракты здесь служат инструментом, который может вывести бизнес клиента на новый уровень эффективности.
Как изменились требования клиентов, в вашем случае – перевозчиков?

Каков Ваш прогноз на ближайшее будущее, какие тренды будут преобладать на рынке?
Пандемия 2020 года дала дополнительный импульс цифровому развитию и более активному использованию интернет-технологий. Наша компания перешла на онлайн-обучение, провела ряд онлайн-конференций и других мероприятий. В прошлом году мы провели первые соревнования MAN по эффективному вождению, которые прошли в онлайн-формате. Это был очень успешный проект. Данные при этом были собраны и проанализированы во время соревнований с помощью системы MAN Pride.
Развитие цифровых услуг и телематики открывает новые возможности для бизнеса. Управлять автопарком стало намного удобнее и эффективнее. Современные цифровые решения упрощают жизнь и помогают бизнесу увеличить прибыль.
Общественный запрос на экологичные и ответственные бизнес-практики никуда не исчезнет. Европейские производители коммерческого транспорта планируют в ближайшее время перейти на производство автомобилей с нулевыми выбросами. Это означает полный отказ от двигателей внутреннего сгорания, т.е. полный переход на электропривод. Наша компания планирует полностью перейти на автомобили с нулевым уровнем выбросов к 2040 году.
Мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции