16-17 сентября в Калининграде состоялся 11-й ежегодный Слет экспедиторов и мультимодальных операторов. Учитывая текущую ситуацию, количество участников Слета в этом году было строго ограничено, а деловая программа «Контейнерные перевозки: more роста» состоялась в гибридном формате: часть участников и спикеров присутствовали в зале, другие следили за форумом и выступали в режиме онлайн.
В режиме офлайн в мероприятии приняли участие 140 делегатов от 72 компаний из России, Казахстана, Монголии, Европы и Китая, в том числе первые лица крупнейших компаний-операторов России и зарубежья – ПАО «ТрансКонтейнер», Транспортная группа FESCO, ООО «Новая логистическая», ООО «Логбокс», ЗАО «Евросиб-СПб ТС», АО «РЖД Логистика», ООО «Транс Синергия», China Merchant, Maersk, Rail Cargo Logistics-RUS, «РТСБ-Рус», руководители высшего и среднего звена транспортно-экспедиционных компаний из различных регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Хабаровска, Омска, Красноярска, Иркутска, Южно-Сахалинска, Ростова-на-Дону, Калининграда и др.
В рамках панельной дискуссии в первый день мероприятия эксперты поделились прогнозами развития рынка контейнерных перевозок на ближайшие 5 лет, обменялись мнениями по ключевым вопросам развития отрасли на внутреннем рынке и в глобальном масштабе, презентовали новые маршруты и сервисы по ускоренной доставке контейнеров.
Открыли форум в Калининграде с приветственным словом Александр Рольбинов, заместитель председателя правительства Калининградской области, и Феликс Лапин, президент Союза «Калининградская ТПП», отметившие уникальность расположения Калининградской области с ее безусловными преимуществами (двойная железнодорожная колея, портовая и железнодорожная инфраструктура, географическое расположение) и потенциалом для развития международных транспортных коридоров, а также важность совместных усилий всех участников рынка в построении единой устойчивой транспортной системы. Модератор форума Павел Поляков, председатель комитета по коммерческим и правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов, подчеркнул, что именно Калининградская область наравне с Владивостоком показали самые высокие темпы роста объемов контейнерных перевозок по результатам первых 9 месяцев 2021 года.
Панельная дискуссия началась с доклада Германа Маслова, вице-президента по линейно-логистическому дивизиону Транспортной группы FESCO, об актуальных трендах развития контейнерных перевозок. Эксперт отметил, что в 2022 году компания ожидает нормализации мировой торговли, стабилизации глобальной логистики и охлаждения потребительского спроса, что в свою очередь приведет к снижению фрахта, но при этом ставки, по мнению эксперта, сохранятся на уровне выше докризисного.
Тему продолжил Сергей Мухин, вице-президент по коммерческой деятельности ПАО «ТрансКонтейнер», рассказал о ключевых аспектах контейнеризации и развития контейнерных перевозок на сети железных дорог России. Эксперт отметил, что контейнеризация ж/д перевозок в РФ существенно ниже мирового уровня, при этом потенциал роста рынка очень высокий. Среди грузов, имеющих наибольший потенциал для контейнеризации, спикер отметил зерно и алюминий.
Алевтина Кириллова, руководитель проектного офиса АО «РЖД Логистика», выступив перед участниками в режиме онлайн, рассказала о стратегии развития проектов агрологистики по маршрутам международных транспортных коридоров.
Юрий Сукманов, генеральный директор ООО «Логбокс», выступил перед участниками Слета с докладом о рынке фитинговых платформ, отметив существенный прирост парка платформ на сети РЖД в текущем году. При этом эксперт резюмировал, что рост потребности в парке в 2021 году в большей степени связан с увеличением оборота вагона, чем с ростом рынка, и что профицит подвижного состава в ближайшей перспективе вполне очевиден.
Не могли делегаты не затронуть в рамках панельной дискуссии вопрос развития контейнерных перевозок по Северному морскому пути. Егор Барсков, начальник отдела ВЭД ООО «Оборонлогистика», поделился с участниками опытом работы компании в осуществлении грузовых перевозок в суровом климате Арктики и возможностями холдинга для участников рынка.
Юрий Юрьев, руководитель проектного офиса АО «Почта России», рассказал участникам Слета о трансформации рынка логистики для электронной коммерции, отметив, что розничные товары на текущий момент составляют существенную долю в контейнерных перевозках по сети РЖД, но при этом для более эффективного и полномасштабного переключения логистики розничных грузов с автотранспорта на железную дорогу необходимы новые технологии и подходы к тарифообразованию.
Продолжил тему развития трансграничных перевозок и транзитного потенциала России в направлении Европа – Китай – Европа Александр Баскаков, директор представительства РТСБ-РУС в России, подчеркнув, что один из сдерживающих факторов роста контейнерного транзита являются инфраструктурные ограничения.
Один из актуальных трендов развития внутрироссийских железнодорожных контейнерных перевозок 2021 года – контрейлерные перевозки. Михаил Тарасов, заместитель генерального директора ООО «РусТрейл», поделился с коллегами опытом компании в организации контрейлерных перевозок в Калининградской области, а также рассказал о перспективах развития этого рыночного сегмента.
В завершении панельной дискуссии подняли актуальный для всех участников отрасли вопрос об использовании иностранных собственных контейнеров на территории РФ и статуса последних согласно определения и положений Таможенного кодекса ЕАЕС и, в ближайшей перспективе, возможных изменений к нему.
После обеденного перерыва участников форума ждала практическая сессия «Актуальные вопросы взаимодействия участников рынка», которая включала три ключевых блока:
- Практические кейсы от экспертов в области управления и развития персонала. Оксана Полчанинова, СЕО консалтингового агентства OxiAction, рассказала участникам об основных тенденциях рынка труда в логистике и не только, отметив значительный рост ожиданий соискателей по уровню заработных плат на рынке логистики.
Александр Кузнецов, д.т.н., профессор, заместитель генерального директора по науке ООО «Проектное Моделирование Бизнеса», обозначил важность внутреннего развития сотрудников и рассказал участникам о возможных программах основного и дополнительного профессионального образования в сфере логистики, программах повышения профессиональной компетенции логистов.
- Интересную и активную дискуссию с участниками Слета провели Ирина Минина, СЕО юридического агентства «Стратегический Альянс», и Алина Мечебе, начальник отдела страхования грузовых перевозок СПАО «Ингосстрах», в рамках обсуждения вопросов юридического характера и ответственности на дороге: кто из участников перевозки и в каких случаях должен компенсировать ущерб.
- Не могли участники Слета не затронуть ключевые тренды развития рынка цифровизации и их роль для дальнейшего развития контейнерных перевозок. Мария Лазарева, директор по развитию Группы компаний «Атлас Групп», и Илья Козаченко, генеральный директор компании «Рейлог», рассказали о современных тенденциях в области цифровизации, возможностях и перспективах для развития контейнерного бизнеса.
Форум длился два дня. Второй день Слета прошел под общим лозунгом «Логистика без галстуков»: максимальный акцент на неформальное общение участников. Для участников Слета была организована обзорная экскурсия по городу с посещением основного инфраструктурного объекта Калининграда – Калининградского морского торгового порта, увлекательная интеллектуальная игра «КВИЗ-Логиз», путешествие-погружение в историю Европы от эпохи викингов до времен рыцарей Тевтонского ордена.