О страхах экспортеров и о том, что нужно покупателям онлайн, рассказал генеральный директор на глобальных развивающихся рынках компании eBay Илья Кретов на панельной дискуссии «E-commerce в России. Время больших возможностей» в рамках ПМЭФ-2021.
«На eBay всего около 40 тыс. категорий. Если крупными мазками, это все на себе носибельное (одежда, аксессуары), – очертил «масштабы бедствия» И.Кретов. – Мы обсуждали с Минпромторгом ювелирные изделия, это огромная категория, которая сейчас запрещена для онлайн-торговли, а в Израиле, например, она номер один. Есть вторая большая категория, несмотря на то, что мы к ней скептически относимся, – это запчасти. У нас много классных компаний, которые делают и тюнинговые запчасти, различные обвесы и прочее. Это электроника, «коллекционка»: в нее могут попадать не только старинные картины, но и игрушки, вплоть до редких Lego, дагестанские ножи и другое».
Изначальная суть маркетплейса – объединить продавца и покупателя, это большая поисковая система. По данным И.Кретова, на eBay сейчас более 250 млн поисковых запросов в день по товарам из 190 стран мира от 190 млн покупателей. «Экспорт в этом году сделал просто квантовый скачок, рынок вырос примерно на 42%, мы увидели на площадке 41 тыс. экспортеров, которые что-то продали за год. Один из топ-экспортеров продал свой товар в 108 стран мира, несмотря на то, что границы были закрыты. Выручка у нас по площадке выросла примерно на 50%».
По словам И.Кретова, большой спрос на экспорт пошел как от самих бизнесов, так и от региональных администраций и центров поддержки экспорта. «Россия занимает значимое место. Среди всех стран, которые есть на eBay, за последние несколько кварталов она является самой быстрорастущей страной по приросту активных экспортеров-продавцов», – отметил он.
«Если говорить про страхи продавцов, я борюсь с ними уже пять лет, собственно, с тех пор как я начал заниматься экспортом, – продолжил И.Кретов. – К сожалению, для экспорта мы очень большая страна. У нас легче делать бизнес внутри, чем выходить (на внешние рынки). Там — английский язык, иностранные покупатели и так далее. Хочется, чтобы экспорт для нашего и следующего поколения был такой же рутинной историей в бизнесе, как для наших бабушек получение пенсии на почте раньше».
«Мне очень приятно видеть, что многие игроки идут в обучение, популяризацию экспорта и поддержку экспортера. Казалось бы, это понятная вещь, но мы очень сильно отстаем. У нас размещают одну блеклую фотографию и пишут параграф описания черным шрифтом. На самом деле, мы должны учиться у китайцев, – считает И.Кретов. – На одной площадке возьмем российского продавца и китайского продавца из топ-100: китайский продает в среднем в 27 раз больше, чем российский. Мы можем говорить, что у Китая другая производственная база и т.д. Но возьмем Прибалтику, у которой практически ничего нет, даже люди оттуда уезжают. Так их топ-100 продавцов все равно продают в 3 раза больше, чем российские продавцы».
Он назвал еще несколько причин того, что может тормозить выход бОльшего числа российских экспортеров на электронные площадки: «Это неумение продать себя. Третья – неиспользование всех возможностей площадки. Рынок развивается, появляются интеграторы, новые компании, логистические сервисы. Самое главное, у нас есть команда экспортеров, команда развития этого рынка – «Российский экспортный центр», «Почта России», которая теперь будет брать на себя ответственность за сроки конечной доставки до конечного покупателя»
«Когда мы говорим про экспорт, мы часто говорим все равно про трансграничную торговлю – у меня товар лежит здесь, а я отправляю его отсюда в США или в Европу, – продолжил И.Кретов. – Весь развитый экспортный рынок (опять же, китайцы в этом впереди планеты всей и лет на пять нас обгоняют) везет товар балком, контейнерами или паллетами на фулфилмент-склады в страну покупателя. Ты как компания можешь сидеть здесь, товар может производиться или дистрибутироваться отсюда, но продажа будет уже осуществляться из страны покупателя. Потому что покупателю в Америке товар нужен уже сегодня, крайний срок – завтра. Вернуть его нужно бесплатно, доставить бесплатно, срок возврата 60 дней минимум. Управлять этим из России практически невозможно. Мы предоставляем такие услуги экспортерам и видим, что компании сложно на это идут – о Боже мой, вывезти товар из страны, а как его обратно завезти и так далее».
«Но в целом рынок, конечно, прет, и мне очень радостно, что мы его раскачали и продолжаем поддерживать новыми сервисами», – резюмировал И.Кретов.