Нехватка комсостава в торговом флоте будет усугубляться, сообщает gCaptain со ссылкой на прогноз консалтингового агентства Drewry. К 2026 году дефицит может достичь наивысшего показателя за десятилетие.
На данный момент дефицит комсостава оценивается в 3%. К 2026 году разрыв между спросом и предложением может углубиться и превысить 5%, и это будет наибольший показатель, зафиксированный с 2013 года.
В качестве основной причины нехватки кадров в Drewry называют падение привлекательности профессии моряка. В течение пяти лет до 2016 года предложение на рынке труда в морской отрасли росло в среднем на 2,7% в год. Однако последние пять лет ежегодный прирост предложения составлял всего 0,5%.
Пандемия Covid-19 только усугубила ситуацию, обострив многие проблемы, связанные с работой на судах, и одни моряки задумались о пенсии, а другие решили поискать работу на берегу.
Как отмечают в Drewry, найти действительно высококвалифицированные кадры на офицерские должности и удержать их в последние годы было непросто – а будет еще сложнее, поскольку приток кадров отстает от роста флота.
Соответственно, должны вырасти и зарплаты офицеров – в то время как зарплаты рядового состава в основном определяются коллективными договорами, уровень зарплат комсостава в большей степени зависит от рыночных факторов.
Но главная проблема – не столько в сокращении количества офицеров, сколько в потенциальном снижении качества кадров на рынке труда. И первыми с этим столкнутся те компании, которые экономят на зарплатах, – моряки просто уйдут от них к тем, кто платит больше, либо найдут себе работу на берегу.