DB Schenker продемонстрировал процесс погрузки контрейлера на ж/д платформу на железнодорожном комплексе ТЛЦ «Белый Раст». Видео погрузки компания поделилась с SeaNews.
«Белый Раст», отмечают в DB Schenker, – ведущий подмосковный терминал, адаптированным под контрейлерные перевозки. После открытия первого регулярного контрейлерного маршрута Москва – Новосибирск – Москва поезда с грузами уходят оттуда 3-4 раза в неделю. Транзитное время составляет 5 дней.
В Европе контрейлерная технология используется уже более 50 лет. По данным DB Schenker, за последние 10 лет этот сегмент вырос на 50%. Грузы с автодорог переориентируются на рельсы. И если рост автоперевозок замедляется, то рост контрейлерных перевозок ускоряется.
В России первая тестовая отправка контрейлера состоялась в 1994 году со станции Кунцево. Активный диалог в этом отношении между РЖД и перевозчиками возобновился в 2014 году. Но, поскольку, технология для РФ была совершенно новой, логистические компании столкнулись с рядом проблем, которые более на 5 с лишним лет отодвинули начало регулярных перевозок.

По информации начальника управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЦФТО ОАО «РЖД» Сергея Шадрина, на сегодняшний день проработан порядок постановки вагонов в ускоренные контрейлерные поезда. «Фактически, теперь мы можем включить данный вид подвижного состава в контейнерный поезд на любой станции и следовать через все Россию нерасформированным маршрутом. Помимо этого, идет серьезная работа по открытию станций по параграфу «К» – это непосредственная работа с контрейлерными платформами», – сообщил он.
Первые регулярные маршруты работают по направлениям в Сибирь и на Дальний Восток, развитая инфраструктура РЖД позволяет организовать их по всей России.
По словам генерального директора компании «ПФКО» Романа Вдовина, основной барьер, препятствующий развитию контрейлерных перевозок в РФ, – это отсутствие специализированного вагона, который может беспрепятственно осуществить доставку полуприцепа в короткие сроки. «Работу над проектированием такого вагона мы начали около 5 лет назад, – рассказал он. – Мы проанализировали основные «боли» транспортных компаний: высокая стоимость тягачей и полуприцепов, дефицит водителей, аварийность на дорогах. В итоге решили остановиться на концепции несопровождаемых контрейлерных перевозок, это когда полуприцеп едет без тягача. На сегодняшний день налажен сервис в направлении Новосибирска и Владивостока. Отправки происходят в контейнерных поездах, включая поезда по технологии грузовой экспресс. Это позволяет нам уже сегодня гарантировать сроки доставки».
Развитию экспортных контрейлерных перевозок препятствуют пробелы в российском законодательстве. «Фактически таможенная служба не позволяет нам беспрепятственно перевезти контрейлер с грузом через сухопутные границы, так как получается, что два транспортных средства одновременно везут один и то же груз. То есть, в данный момент, по документам контрейлер может пресечь границу РФ только в том случае, если его декларируют как груз. Это усложняет и замедляет работу», – объяснил А.Тауриньш.
Работа над решением этой проблемы уже ведется, рассказал Р.Вдовин. «Нам обещали внести изменения в законодательство или разработать особый порядок, который позволит беспрепятственно вывозить полуприцепы за пределы России как транспортное средство международной перевозки».
Генеральный директор DB Cargo Ольга Снигур подчеркнула, что все очень ждут решения таможенного вопроса, и DB Schenker планирует активно развивать контрейлерные перевозки не только на внутрироссийском, но и на международном уровне.
Видео: DB Schenker