«Росатом» готов быть стратегическим партнером для ключевых инфраструктурных проектов в Артике. Об этом заявил заместитель директора дирекции – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий Дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко в ходе делового форума «Порты Арктики» в Архангельске.
Прежде всего такой, как определил его М.Куринко, «бизнесовый» подход госкорпорации может быть рассмотрен в отношении крупных инфраструктурных проектов, реализуемых в Арктике. «Их (проектов) не так много, как хотелось бы, но это мегапроекты. Это «Арктик СПГ 2», «Арктик СПГ 1», «Порт Бухта Север», «Обский СПГ», угольный проект «Северная звезда», – перечислил М.Кулинко. – Такие проекты влекут за собой вопросы, требующие решения, начиная с нормативно-правовой деятельности и заканчивая непосредственно управлением судоходством. Это масштабные и достаточно сложные вещи».
«Это и строительство портовой структуры, портовый флот, транспортные суда, ледокольное обеспечение. Все эти направления мы можем брать на себя и предоставлять комплексный сервис», – добавил М.Кулинко.
Это касается и автономной атомной энергетики. «Мы можем предлагать готовые решения по малым атомным станциям, в том числе плавучим, под каждого из инвесторов, причем мощность плавучих энергоблоков может варьироваться от 55 МВт. У нас есть возможность поставлять наземные малые станции мощностью до 10 МВт, – рассказал М.Кулинко. – Под каждый проект мы можем предложить свое энергообеспечение, которое, по нашим оценкам, вполне конкурентоспособно, а то и в несколько раз дешевле по сравнению с традиционными видами топлива, например, мазутом».
«Штаб морских операций наращивает свои компетенции. Наша задача – нарастить их до той стадии, когда фактически можно будет безопасно ходить даже без ледокольного сопровождения, но соответствующим типам судов, – продолжил М.Кулинко. – При этом штаб будет полностью брать на себя информационное обеспечение и, так сказать, обеспечивать ледовый роутинг, прокладывая маршруты: газовоз вышел из порта Сабетта и через 10 суток пришел в пункт назначения, как в Яндекс.Такси».
Он подчеркнул, что все инфраструктурные проекты в Арктике капиталоемкие. «Даже крупнейшие компании, такие как «Новатэк», «Газпром», «Роснефть», все равно на определенном этапе сталкиваются с недостаточным финансированием, – сказал М.Кулинко. – При предоставлении комплексного сервиса мы оценили снижение стоимости услуг до 20%. При этом крайне важно, что инвестор не вкладывает CAPEX, а сразу несет только операционные расходы, которые подъемны для компании».