Ежегодный опрос Международного союза автомобильного транспорта (IRU) показал, что несмотря на снижение спроса во время пандемии в сегменте автоперевозок, по-прежнему существует серьезная нехватка профессиональных водителей.
Исследование IRU, которое проводилось в 777 автотранспортных компаниях 23 стран, показало, что в 2020 году больше всего дефицит водителей ощущается в Евразии – нехватка составила 20%. В Китае, где сегмент автоперевозок в сравнении с другими странами признан наименее пострадавшим, всего 4% рабочих мест оставались вакантными. В других странах в 2020 году из-за пандемии дефицит водительских кадров оказался менее серьезным, чем в 2019 году.
В Европе количество вакантных мест водителей грузового транспорта сократилось с 24% до 7%, автобусов – с 20% до 5%.
Однако, по прогнозам автоперевозчиков, по мере восстановления экономики и роста спроса на транспортные услуги дефицит водителей в 2021 году усугубится. Нехватка рабочих мест в Европе составит 17%, в Турции – 20%, в России – 24%, в Узбекистане – 3%, в Мексике – 18%.
Исследование IRU также показал, что главной причиной дефицита во всех регионах стало отсутствие квалифицированных, подготовленных кадров. Так считают 38% участвовавших в исследовании компаний. Кроме того, во всех странах снизилась доля водителей-женщин, сейчас она составляет 2%. При этом в 2020 году увеличилась доля женщин-водителей автобусов – с 1% до 16% от общего числа водителей.
Доля водителей грузовых автомобилей моложе 25 лет во всем мире также сократилась: в Европе и России – до 5%, в Турции – до 7%. В Мексике этот показатель составляет 6%.
Учитывая, что средний возраст профессиональных водителей грузовых автомобилей во всем мире приближается к 50 годам, ситуация с дефицитом водителей будет ухудшаться.