Сбербанк выступит финансовым партнёром концессии по созданию мостового перехода через реку Лена. Проект реализуется на основе концессионного соглашения, подписанного 13 февраля 2020 года между правительством Республики Саха (Якутия) и консорциумом госкорпорации Ростех и группы «ВИС». Банк открывает кредитную линию на 10 лет с лимитом до 25 млрд рублей. Первая выборка кредитных средств запланирована в декабре этого года. Об этом сообщает пресс-служба инвестиционного холдинга ВИС.
Автодорожный мостовой переход будет построен близ села Старая Табага на левом берегу Лены и села Хаптагай на правом берегу. Он станет ключевым элементом Северного широтного пояса на Востоке России, соединит федеральные автомобильные дороги «Колыма», «Вилюй», «Лена» и обеспечит круглогодичное сообщение между Якутией, Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем. Проект направлен на повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации.
«Строительство моста через реку Лена – один из важнейших инфраструктурных проектов в истории Северо-Востока страны, включённый в Национальную программу развития Дальнего Востока. Проект ещё в 2019 году был поддержан президентом России Владимиром Путиным. Мостовой переход призван обеспечить связность огромных территорий нашей страны. Проект поможет снизить цены на товары для населения, сэкономить миллиарды рублей бюджетных средств, выделяемых на северный завоз. Вхождение Сбербанка в пул партнёров строительства Ленского моста подтверждает надёжность и национальный приоритет проекта», – отметил глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
Общий объём бюджета проекта на инвестиционной стадии оценивается в 83 млрд рублей. Окончательная стоимость строительства трёхпилонного вантового моста протяжённостью 3,2 км будет определена по итогам прохождения экспертизы проектной документации. Помимо самого моста через Лену проект предусматривает возведение трёх пойменных мостов, путепровода и двух транспортных развязок. Общая протяжённость создаваемой транспортной инфраструктуры составит 14,7 км.
«По прогнозам, строительство моста увеличит грузопоток до 6 млн тонн, а пассажиропоток — до 8 млн человек в год. Ежегодная экономия регионального бюджета благодаря изменению логистики северного завоза превысит 4 млрд рублей. Помимо этого, новый мост значительно улучшит качество жизни людей в регионе. Появление моста повысит уровень транспортной доступности населения Якутии с учётом обеспечения круглогодичного проезда по федеральным трассам «Вилюй» и «Колыма» с 20,9% до 83% в течение всего года», — сказал председатель правления Сбербанка Герман Греф.
«Многостороннее партнерство с участием местной власти и крупных компаний, таких как Сбер, «Ростех», Группа «ВИС» позволяет реализовать наши планы на высоком уровне и в сжатые сроки. Новая транспортная артерия до 70 процентов сократит логистические затраты на доставку продукции. Создаст дополнительные условия для развития производств в сфере лесной промышленности, нефтепереработки, металлургии, переработки других видов сырья. Такие проекты, безусловно, двигают вперед экономику регионов и страны», – прокомментировал генеральный директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
В настоящее время завершена разработка документации по первому этапу проекта, она передана на рассмотрение Госэкспертизы. Этот этап включает подготовку территории строительства и позволит начать работы, не дожидаясь выхода из экспертизы основной части проекта, которую планируется завершить в мае 2021 года. Проектирование мостового перехода ведёт Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург, проектировавший мосты на остров Русский и в Крым.
«Это уникальный инфраструктурный проект не только для России, но и для мира. В условиях вечной мерзлоты таких сооружений ещё никто не строил. Ленский мост десятилетиями откладывался в «лист ожидания», находились более важные задачи. Между тем проект имеет стратегическое значение не только для нескольких регионов, не имеющих логистических связей, но и для развития всего Востока России. Позиция президента по этому проекту сдвинула его с «мёртвой точки» и мы как концессионер полностью выполняем свои обязательства в соответствии с подписанной дорожной картой», – подчеркнул председатель совета директоров группы «ВИС» Игорь Снегуров.
Ленский мост позволит соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем, а в перспективе – создать международный транспортный коридор между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Реализуемый проект будет иметь для региона значительный мультипликативный эффект: создание новых рабочих мест, рост поступлений в бюджет, развитие прилегающих территорий и улучшение качества жизни населения. Запуск моста может оказать совокупный положительный эффект на рост ВРП республики в размере 3% ежегодно. По итогам оценки социально-экономических эффектов, произведённой Минэкономразвития России, эффекты от строительства Ленского моста превышают более чем в 1,6 раза инвестиции в его создание.