Вопрос, брать или нет на работу студента или стажера, встает перед многими работодателями. Что компания выиграет с его появлением, а что может потерять? Нужно ли сегодня вообще высшее образование в логистике, или это требование работодателя устарело? Альянс ACEX провел опрос среди своих членов – и поделился их ответами с SeaNews.

Таким образом, наличие определенного образовательного уровня сохраняет актуальность. Во многих профессиях необходимы знания, получаемые в вузах. Особенно важно качество образования в таких сферах как медицина, образование, право, прикладные науки. Что касается продаж и маркетинга, работодатель больше смотрит на личность, рыночное чутье, гибкость и коммуникативные навыки, в то время как в бухгалтерском учете и IT-технологиях важны соответствующие навыки.
Как обстоит ситуация в логистике? Достаточно ли для этой сферы базовых школьных знаний и здравого смысла, или необходимо профильное образование? Отвечая на эти вопросы, члены Альянса ACEX разделились на два лагеря.

По логике вещей, логисту необходимы базовые знания географии и английского языка, немного физики с математикой, плюс владение ПК на уровне уверенного пользователя. Все эти знания можно получить из школьного курса, а при желании – пройти специализированные курсы.

Конечно, достичь определенных успехов способен и человек без образования. В конце концов, есть еще везение, удачное стечение обстоятельств и умение оказаться в нужное время в нужном месте. Но сможет ли человек без образования достичь действительно больших успехов, а главное, удержаться на этом уровне?

С ним согласна Юлия Подпорина, руководитель отдела обучения и развития персонала службы доставки Boxberry: «У нас в Boxberry очень мало успешных руководителей или высококвалифицированных качественных работников без высшего образования».
Считается, что кандидаты с высшим образованием — это системные люди, они лучше воспринимают новую информацию и о
Таким образом, большинство руководителей компаний выступают все же за наличие у сотрудников высшего образования. Но значит ли это, что они с такой же готовностью возьмут на работу студентов, которые получают это образование прямо сейчас?

Как показывает практика, когда студент учится на вечернем отделении, у него есть возможность подрабатывать в дневное время. На заочном отделении свободного времени еще больше, соответственно, появляется возможность работать полноценно. В то время как студентов, способных совмещать обучение на очном отделении с работой, очень немного. Такой сотрудник не сможет полноценно выполнять работу, если требуется присутствие в офисе полный рабочий день. Учитывая специфику транспортной отрасли, где очень важна оперативность и быстрая обработка информации, лучше брать студента заочного отделения. Этот фактор является одним из решающих при приеме студента на работу. Так, например, исходя из собственного опыта М.Москвичева выбрала бы на позицию логиста студента-заочника. По ее мнению, «Заочники – люди, привыкшие и к рабочему ритму, и к многозадачности».
Boxberry давно работает с кандидатами-заочниками, а сейчас на рассмотрении находится вопрос трудоустройства студентов на частичную занятость, поскольку это отличная возможность вырастить себе сотрудников на перспективу.

На стадии завершения учебы студенты начинают осознавать необходимость применить полученные теоретические знания в повседневной работе. Именно на этом этапе обучения студенты 3 или 4 курса уже обладают некоторыми базовыми знаниями (в области логистики это ИНКОТЕРМС, виды транспорта и их основные характеристики, основы таможенного законодательства). Таких студентов и стремятся пригласить на практику руководители компаний.
«Ежегодно к нам на практику приходят студенты старших курсов и, если работа специалиста по внешнеэкономической деятельности оказывается по душе, потом остаются на постоянную работу. Каждое лето наш штат пополняется молодыми специалистами. Год 2020 исключением не стал: Анна Федорович успешно завершила обучение по специальности «Таможенное дело» в Поволжском государственном университете сервиса, а Яна Зимина пришла к нам после окончания Саратовского государственного университета», – комментирует А.Смирнов.
В китайской Fans Trans также периодически появляются стажеры на практику из разных стран – Испании, Франции, России и многих других. Но поскольку они приезжают всего на 2-3 месяца, компания чаще делегирует им некоторые маркетинговые и рекламные работы, такие как поиск потенциальных клиентов по трафику, сегменту рынка, генерация лидов продаж и т.д. Студенту можно поручить выполнение небольших задач, также есть возможность обучить молодого специалиста конкретным навыкам «под себя». По словам Кена Хуи, такая практика дает студенту возможность получить некоторый опыт работы, а сотрудникам – «проснуться» и снова почувствовать амбиции и энергию молодежи.
Плюсы и минусы найма студентов по мнению компаний-членов ACEX
| Плюсы от приема студентов на работу | Минусы от приема студентов на работу |
| Финансовая выгода: из-за того, что студент еще «зеленый», ему платят меньше | Время и внимание опытных коллег для их обучения из-за отсутствия опыта работы |
| Нет жалоб на сверхурочную работу из-за желания идти вверх по карьерной лестнице | Высокая вероятность срыва дедлайнов из-за неумения совмещать учебу и работу |
| Меньше стереотипов и отсутствие профессионального выгорания | Непостоянство в работе: многие студенты приходят лишь на практику |
| Выполнение несложных обязанностей и разгрузка остального персонала | Отсутствие на рабочем месте во время учебы |
| Возможность обучить молодого специалиста конкретным навыкам «под себя» | Оплачиваемый отпуск для сдачи сессии и зачетов |
Таким образом, брать студента на работу – неплохой вариант для выполнения несложных обязанностей и разгрузки остального персонала. Но не следует ожидать от такого сотрудника слишком много. Молодых специалистов надо «вести» по служебной лестнице, показывать перспективы, стимулировать финансово и морально, чтобы получать от них отдачу в работе и лояльность компании.
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции

