Ещё в середине 19 века в Германии был построен мост, который до сих пор является рекордсменом. И, скорее всего, им и останется, поскольку вряд ли такие сооружения кто-то решится теперь строить из обычного кирпича. Гёльтцштальбрюкке знаменит тем, что является самым большим в мире кирпичным виадуком.
Строился это мост с 1846 по 1851 годы как часть большой Саксоно-Баварской железной дороги, а теперь он – часть скоростной магистрали между городами Дрезден и Нюрнберг. Кстати, на момент открытия в июле 1851 года Гёльтцштальбрюкке был самым высоким железнодорожным мостом в мире, а самым большим кирпичным мостом он остается и в наши дни.
Сам мост перекинут через большой овраг, по дну которого течёт небольшая река Гёльч. Максимальная высота виадука – 78 м, длина — 574 м, а ширина у основания — 23 м, ширина в верхней части – 9 м.
Сверху мост сужается, поскольку выстроен в виде такой «пирамидки» – выставленных друг на друга арок, соответственно нижняя всегда несколько шире и служит опорой для верхней арки.
Мост состоит из 4 ярусов, а общее число арок немного не дотянуло до сотни, их всего 98. Верхний уровень состоит из 29 арок, самая большая из которых имеет 30,9 метра в ширину. По мосту проложены две железнодорожные линии. По центру можно видеть самую широкую арку – под ней собственно и протекает река.
В рассказе о Гёльтцштальбрюкке очень много занимательных цифр – скажем, при строительстве моста Гёльтцштальбрюкке было использовано более 26 млн кирпичей. С кирпичами отдельная интересная тема. Так, считается, что кирпич в качестве строительного материала был выбран из соображений типичной немецкой прагматичности. Просто в этом районе много суглинка, соответственно, легко и недорого добывать глину и делать кирпичи.
В итоге вдоль строящейся железной дороги развернулась ещё одна стройка – заводов для изготовления кирпичей, которых тут в итоге было открыто около 20. За период строительства виадука и железной дороги с этих конвейеров сошло 27 млн кирпичей нестандартного размера 28 × 14 × 6,5 см. Их общий объем составил 135 тыс. куб. м. В день укладывалось 50 тыс. кирпичей. Всего на строительстве было занято 1736 рабочих.
Интересна предыстория, когда Саксоно-Баварская железнодорожная компания объявила конкурс на архитектурный проект. 27 января 1845 года в немецких газетах появилось объявление об этом – сообщалось, что победитель получит 1 тыс. талеров. Конкурс был попыткой компании сэкономить, но в итоге победитель не был определён, а приз разделили на четырёх конкурсантов, чьи идеи посчитали лучшими. Хотя в итоге ничего из предложенного использовано во время строительства не было.
В итоге проект пришлось разрабатывать председателю комиссии, которая оценивала конкурс, – профессору Иоганну Андреасу Шуберту. Его имя теперь и значится в качестве автора Гёльтцштальбрюкке. Считается, что поскольку никто из конкурсантов не смог точно рассчитать и доказать, что их проект сможет выдержать нужную нагрузку, он вынужден был сделать это сам.
Кстати, ту самую широкую центральную арку пришлось придумать позже, уже после начала работ. Выяснилось, что почва держит хуже, чем в расчётах, и у самой реки было решено построить вот такую большую арку. Её проект разрабатывался отдельно инженером Робертом Вильке. Но в итоге именно эта вынужденная мера и сделала внешний вид Гёльтцштальского моста столь узнаваемым и даже легендарным.
С 2006 по 2008 год мост в очередной раз отремонтировали. Deutsche Bahn инвестировал в работы 2,2 млн евро.
(По материалам из открытытх источников)