Недавно SeaNews рассказал о первой в России межрегиональной контейнерной грузоперевозке с использованием электронной транспортной накладной (ЭТрН), которая состоялась в рамках проводимого Минтрансом, МВД и ФНС эксперимента.
Мы попросили участников логистического рынка рассказать о том, какие бизнес-процессы и операции, завязанные на взаимодействие с внешними контрагентами, компании переводят в цифровой формат, как двигается дигитализация в масштабах отрасли и что ей препятствует.

«Проект по электронному взаимодействию с нашими клиентами стартовал около двух лет назад, когда рынок начал говорить о масштабном переходе на электронный документооборот, – поделилась подробностями М.Табунова. – Первое, что мы начали внедрять в нашей компании, – это ЭДО для счетов и переход на универсальный передаточный документ. Сейчас более 50% клиентов перешли с нами на электронный документооборот. Это не очень быстрый процесс, так как нашими клиентами являются поставщики, а они в первую очередь осуществляли цифровизацию с покупателями — крупными торговыми сетями. Сейчас у нас все больше и больше компаний, желающих перейти на электронные универсальные передаточные документы, ежемесячно порядка 10 клиентов присоединяются к проекту ЭДО».
«Параллельно мы запустили масштабный проект во всех подразделениях компании (международные и внутрироссийские перевозки) по переводу на ЭДО наших собственных поставщиков услуг. Сейчас мы на середине пути, и тесты должны начаться в ближайшее время», – рассказала она.

«Уже идет обсуждение законодательных поправок, которые необходимы для признания ЭТрН всеми заинтересованными сторонами (отправитель, получатель, перевозчик, налоговая, ГИБДД, страховые компании). На повестке дня и ряд технологических, очень важных моментов (где хранятся данные? кто к ним имеет доступ?). Это перечень очень ценных коммерческих данных. Вопросов, действительно, много», – признал он.
По оценке М.Табуновой, распространению электронной транспортной накладной в масштабах всей страны препятствует прежде всего нехватка времени – а также средств – у самих компаний. «Это определенный проект, который нуждается в доработках, а также специалистах, готовых управлять им. Иногда требуются доработки в SAP или в других учетных системах, которые стоят определенных инвестиций. Многое зависит от масштаба компании, от ее приоритетов и наличия ресурсов. Кто-то переходит быстрее, кто-то — медленнее», – пояснила она.
Сами FM Logistic принимают участие в проекте ЭТрН. «Мы осуществляем доставку для поставщиков интернет-магазина Wildberries, работа с которым обязательна через ЭТрН. Мы были одним из первых перевозчиков, принявших участие в пилотном проекте», – рассказала М.Табунова.
Не согласен, что “распространению электронной транспортной накладной в масштабах всей страны препятствует прежде всего нехватка времени”. Опыт показывает, что основное препятствие при внедрении подобных проектов – это неповоротливость государства и дремучесть чиновников. Пока проект развивается на уровне взаимодействия коммерческой компании со своими клиентами в звене B2B – все идет гладко. Но как только наступает время взаимодействия с государственными органами B2G все сразу останавливается и даже движется вспять.