Зачем барже поплавки, о чем нужно позаботиться задолго до навигации на реке Зея и что поможет при посадке на мель – об этом рассказал руководитель проекта «Амурский ГПЗ» группы компаний «Спецтяжпроект» Антон Иванов на прошедшей в Петербурге конференции Breakbulk.
«По контракту с 2018 по 2021 год на причал Амурского газоперерабатывающего завода в городе Свободный мы должны доставить 213 единиц крупногабаритного и тяжеловесного оборудования из порта Де-Кастри. Реализация проекта идет третий сезон, и в этом сезоне навигация уже закончена. На сегодня перевезено 163 единиц груза общим весом порядка 70 тыс. тонн. Максимальная длина груза составляла 88,9 м, максимальный вес – 888 тонн, – сообщил А.Иванов и коротко остановился на схеме доставки. – Крановые суда из Кореи прибывали в порт Де-Кастри, где происходила перегрузка оборудования на баржи нашего флота. Далее – через порт Николаевск-на-Амуре, затем – порт Хабаровск и порт Благовещенск. В Благовещенске из-за особенностей судоходства на реке Зея происходила перестыковка баржебуксирного состава с морских буксиров на мелкосидящие буксиры. Затем по реке Зея на причал завода в городе Свободный доставлялось оборудование и его выгружали».
Далее А.Иванов остановился на особенностях судоходства на реке Зея: «На Зее есть место с характерным названием Чертовы огороды, где глубина в среднем составляет 1,05 см. Осадка баржи под грузом составляет 95 см, Таким образом приходилось учитывать точный уровень воды в реке. Как вариант – выше по течению возможно производить сброс воды с Зейского водохранилища, и в течение примерно трех дней вода поднимается на 15 см».
Еще один способ преодолеть мелководье на Зее – на баржах применять поплавки. К такому способу пришлось прибегнуть в 2018 году. Поплавки уменьшают осадку на 15 см. Процедура крепления поплавков занимает примерно два дня. «Но и в этом случае существуют риски. Несмотря на ширину реки Зея и ее полноводность, ширина фарватера минимальная. Здесь существует вероятность задеть поплавком границы фарватера. Но, тем не менее, эти задачи были решены. Справились и доставили груз без замечаний», – сказал А.Иванов.
Еще одна проблема – отсутствие устойчивой связи на участке реки длиной в 500 км. «Стоить добавить, что полный маршрут доставки негабарита составляет 2,2 тыс. км, – рассказал А.Иванов. – Нужно учитывать и возможности бункеровки. Бункеровка – в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске и Благовещенске. Пополнение припасов и пресной воды нужно было рассчитывать минимум на две недели, ведь доставка необходимого автомобильным транспортом практически невозможна. Автомобильная дорога из Хабаровска до поселка Де-Кастри составляет примерно 700 км, из них 400 км – это грунтовка, отсыпанная гранитной крошкой, и деревянные мосты. Необходимо учитывать все, что касается крепления груза, жизнеобеспечения флота, топлива. Об этом надо позаботиться до начала навигации и хотя бы в Хабаровске, потому что в Де-Кастри приобрести что-то весьма затруднительно».
Судоходство в Татарском заливе открывается 1 июня, в этот же день к началу навигации приходит крановое судно, рассказал А.Иванов. В дальнейшем полный кругорейс составляет порядка 40-45 дней. Обычно в навигацию прибывает два крановых судна – в первых числах июня и в середине июля. Крановое судно выгружается, как правило, на четыре баржи. «Четыре баржи должны «добежать» и разгрузиться на причале города Свободного и вернуться за эти 45 дней и встать под борт следующего кранового судна. Таким образом, последний груз (разгрузка) на причале Свободного происходит примерно 12-17 августа. Далее флот возвращается на места отстоя и готовится к зимовке». Зимний отстой судов происходит в Хабаровске, на местном судостроительном заводе.
По словам А.Иванова, в 2018 году, при первой доставке грузов, было произведено 14 баржерейсов: 284 км по морю от порта Де-Кастри до Николаевска-на-Амуре, 1,9 тыс. км по Амуру до Благовещенска и 212 км по Зее до причального сооружения в районе Свободного. «В навигацию этого года были задействованы восемь буксиров, четыре из которых позволяют входить в море (их осадка – 1,6 м, длина – 26 м). Осадка других буксиров – 90 см, ширина – 8 м, длина – 26 м. Они нужны на плече Благовещенск – причал Амурского ГПЗ, – сказал А.Иванов. – Длина каждой баржи 89 м, ширина – 16 м. Поплавки для уменьшения осадки – с габаритами 85 м и 5 м. Когда происходит перестыковка баржебуксирного состава, одну баржу сопровождают два мелкосидящих буксира. Второй необходим для помощи в маневрировании».
В 2019 году было совершено восемь баржерейсов. В этом году – семь. Всего по контракту за пять лет должно состояться 42 баржерейса.
А.Иванов рассказал также о погодных рисках при перегрузке в Де-Кастри с кранового судна на баржи. «Погода непредсказуемая, ветра, зыбь, волнение на море. Принимая во внимание габаритные размеры грузов, возникает серьезная парусность. Приходится, учитывая, что груз ставится на «тумбы», очень точно его позиционировать. Места позиционирования груза определяются заранее, баржи специально готовятся под это в Хабаровске – баржи зачищаются, устанавливаются места, распределяющие нагрузку и так далее. Иногда приходится переставлять баржу другим бортом из-за погоды, либо сдвинуться вдоль борта. Все ситуации предусмотрены и являются штатными». Несмотря на погодные условия, общее время разгрузки кранового судна никогда не превышало семь дней. Это примерно 30-40 грузов на четыре баржи.
Особое внимание уделяется организации аварийно-спасательные работы. «На реке Зея если сам себе не поможешь – никто не поможет, встречных судов мало. Обязательно приглашается судно лоцманского сопровождения, который уже минимизирует риски. Ежедневно мы получали бюллетень с контрольными глубинами в контрольных точках, – рассказал А.Иванов. – Был случай, когда порожняя баржа в плохих метеоусловиях, а именно в тумане, произвела посадку на мель. Мы никому не мешали, и баржа стояла в несудоходном месте, мы ожидали дожди, подождали пару дней, таким образом и решили вопрос, не мучая технику».
После завершения проекта флот, задействованный на доставке негабарита для Амурского ГПЗ, скорее всего, останется на Дальнем Востоке. «Перебазировка флота в настоящее время не планируется. Может, на Дальнем Востоке появятся другие проекты, а, может, появятся проекты, ради которых мы будем вынуждены перебросить флот в другое место», – закончил свое выступление А.Иванов.