Завод «Kuzey Star» (Турция) в кооперации с Невским судостроительным-судоремонтным заводом спустил на воду первый работающий на СПГ железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский» проекта CNF19M для линии Усть-Луга – Балтийск с арктической категорией ARC4 для круглогодичной работы на линии без сопровождения ледокола.
Это самое большое судно, которое было спущено на воду за всю историю судостроительных верфей Турции, сообщает пресс-служба «Морского инженерного бюро».
Планируется, что новый паром заменит возрастные паромы проекта CNF05 «Балтийск» и «Амбал», работающие сейчас на линии.
Заказчик и оператор парома «Маршал Рокоссовский» проекта CNF19M – ФГУП «Росморпорт».
Концепт, техпроект и проектная документация судна в постройке проекта CNF19M разработаны «Морским инженерным бюро».
«В 2014 году Морским инженерным бюро по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России был создан проект железнодорожного парома проекта CNF19 для работы на линии Усть-Луга – Балтийск – Засниц – Мукран с максимально возможными характеристиками и размерениями, позволяющий круглогодично перевозить грузы, включая опасные, – говорится в пресс-релизе бюро. – После 2014 года происходила оптимизация концепта: по предложению РЖД сокращение времени кругового рейса путем снижения времени стоянки в портах (уменьшение времени погрузки за счет исключения перемещений вагонов грузовым лифтом — количество железнодорожных грузовых палуб было снижено с трех до одной), совершенствование обводов с переходом в носовой оконечности от бульбообразных к оптимизированным типа «топор», обеспечение перевозки автотехники на верхней палубе, перенос рулевой и жилой рубки в нос, проработка работы парома на СПГ, которая в итоге привела к созданию концепта проекта CNF19M».
Учитывая, что на линии Усть-Луга – Балтийск пассажирская функция является дотационной и что пассажирские требования существенно влияют на общее расположение судна и его конструкцию, а также на его скорость и мощность и тем самым заметно снижают вагоновместимость и увеличивают себестоимость грузовых перевозок, решение заказчика сделать новый концепт чисто грузовым сделало этот проект окупаемым, отмечают в Морском инженерном бюро.
В итоге концепт CNF19M представляет сейчас собой 200-метровый автомобильно-железнодорожный паром-газоход ледовой категорией Arc4 с закрытой грузовой палубой для вагонов и открытой верхней палубой для автотрейлеров и автомобилей, носовым расположением жилой надстройки и кормовым машинного отделения, с двухвинтовой пропульсивной установкой, кормовым подруливающим устройством, и двумя носовыми подруливающими устройствами, с размещением газовых емкостей в трюме в средней части на безопасном удалении от надстройки и от машинного отделения, с двойным дном и двойными бортами, с возможностью бункеровки газом одновременно с четырех автопоездов с помощью судового бустерного модуля, а также с судна-бункеровщика и от береговой бункер-базы СПГ.
Судно предназначено для перевозки железнодорожных составов российского стандарта с шириной колеи 1520 мм, а также других накатных грузов, включая опасные грузы, до 30 рефконтейнеров (20-футовых).
Верхняя палуба (крыша надстройки) спроектирована под перевозку грузовых автоприцепов. Погрузка колесной техники на главную палубу осуществляется как с мостов паромных комплексов, так и со съемных береговых ро-ро мостов. Погрузка колесной техники на верхнюю палубу осуществляется с главной палубы через внутреннюю рампу.
Для возможности сопряжения парома проекта CNF19M с паромным пролётом берегового паромного комплекса в кормовой части главной палубы предусмотрен уступ, на котором установлены специальные опоры для моста. При проработке этого вопроса широко использовался опыт создания и работы парома «Балтийск» проекта CNF05.
Грузовместимость судна по железнодорожным составам (размещаются на одной палубе):
- ж/д цистерны габарита Т-1 с длиной между автосцепами 12020 мм (4-осные) – 80 единиц;
- полувагоны габарита Т-1 с длиной между автосцепами 17670 мм (4-осные) – 54 единицы;
- грузовые вагоны габарита Т-1 с длиной между автосцепами 24620 мм (4-осные) – 36 единицы.
Грузовместимость судна по автомобильной технике:
- грузовой автомобиль с полуприцепом длиной 12-13,5 м (автопоезд 16,5 м) на главной палубе (без перевозки ж/д составов) – 58 единиц;
- грузовой прицеп длиной до 13,5 м на верхней палубе – 40 единиц.
Основные характеристики проекта CNF19M:
- класс РС КМ Arc4 AUT1-ICS OMBO ECO GFS Ro-ro ship;
- длина наибольшая – 199,9 м;
- длина по КВЛ – 196,6 м;
- ширина габаритная – 27,4 м;
- высота борта на миделе до главной палубы – 8,6 м;
- осадка – 6 м;
- мощность главного двигателя – 2 х 6000 кВт;
- скорость эксплуатационная — 16,5 узлов;
- экипаж / пассажиры – 24 /12 человек;
- протяженность рельсовых путей (6 колей) – 970 м;
- суммарная длина автополос верхней палубы (крыши надстройки) – 400 м;
- автономность плавания по топливу – 10 суток.
Для размещения экипажа на судне предусматриваются 3 одноместные блок-каюты для капитана, старшего помощника и старшего механика и 21 одноместная каюта с санузлом для командного и рядового состава. Для размещения 12 пассажиров предназначаются 2 четырехместные каюты и 2 двухместные каюты с санузлом. Общее количество мест на судне – 36.
Главная палуба рассчитана на перевозку железнодорожных цистерн и вагонов (массой до 94 тонн) с нагрузкой 23,5 тонн на ось на всех колеях.